Почему Сочинский экономический форум сегодня превратился в одну из главных деловых площадок страны? Какие особенности ожидают участников нынешних встреч? Какова сегодня ситуация в экономике Кубани? На эти и другие вопросы "Российской газете" ответил губернатор Краснодарского края Александр Ткачев.
Тема пленарного заседания форума "Сочи-2009" сформулирована так: "Россия в меняющемся мире - вызовы времени и инвестиционные приоритеты". А какие сегодня инвестиционные приоритеты у Кубани?
Практика показывает, что даже мировой кризис не отбил у деловых кругов интереса к инвестициям в отечественную экономику в целом и нашего края в частности. Лучшее тому подтверждение - статистика за первое полугодие 2009 года. Объем инвестиций в кубанскую экономику остался на уровне прошлого года: 123,3 млрд рублей. И у нас есть реальный шанс выполнить задачу-максимум на нынешний нелегкий год - сохранить инвестиционный вектор развития экономики края. Почти десять лет назад мы выбрали именно этот путь и четко его придерживаемся. Но это не означает, что инвестиционная работа "замерла" на одной точке. Мы внимательно анализируем процессы в экономике и соответственно вносим коррективы в свои планы и действия. Сегодня в первую очередь сосредоточились на проектах высокой степени готовности, реализация которых позволит уже в этом или будущем году ввести в строй новые производства, увеличить налоговые поступления и создать дополнительные рабочие места для кубанцев. Административная поддержка таких проектов важна не меньше, а иногда и больше, чем финансовая. Дело в том, что в новых условиях усилилась конкуренция между регионами в борьбе за инвестора. Оставшийся сегодня на плаву бизнес стал еще осторожнее в решениях, куда вкладывать деньги. Что стало прямым сигналом к тому, чтобы еще выше поднять планку подготовки наших инвестпредложений. Главный критерий - глубина и качество их проработки. Проще говоря, это должны быть "готовые к употреблению" инвестором проекты и площадки.
Хочу подчеркнуть: инвестиционный потенциал региона высоко востребован не только потому, что Кубань щедро одарена природными ресурсами. Краснодарский край не зря годами нарабатывал репутацию надежного партнера для бизнеса, шлифовал алгоритм работы с инвесторами. В результате у нас сложился устойчивый благоприятный деловой климат и отлажена система административной поддержки инвесторов.
От чего бизнес бежит, закрыв глаза? От бюрократов. И мы сделали все, чтобы упростить для инвесторов "бумажные" процедуры. Для этого в регионе создана система сопровождения инвестпроектов.
Огромный плюс Краснодарского края в глазах инвесторов - многоотраслевая экономика. Регион, один из немногих в России, способен предоставить бизнесу уникальный по широте спектр возможностей: от реализации проектов в АПК и на курортах до мегапроекта строительства олимпийских объектов.
Инвестиционный багаж Кубани на сегодняшний день - это 1300 инвестиционных предложений на общую сумму более 400 миллиардов рублей. Из них 400 проектов, подготовленных "под ключ" по международным стандартам, и около 900 инвестиционных площадок с проработанными условиями по подключению к инфраструктуре.
Александр Николаевич, отразится ли мировой финансовый кризис на количестве участников форума?
Было бы глупо утверждать, что нет. Конечно, отразится. Но только на количестве, а не на качественном составе участников. VIII Международный инвестиционный форум "Сочи-2009" вновь пройдет под руководством председателя правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. В его работе примут участие члены правительства, федеральные министры, депутаты Федерального собрания, представители администрации президента и, конечно же, представители крупного бизнеса, ведущие мировые эксперты.
Среди участников 26 государств и свыше 50 регионов России. Такие зарубежные страны, как Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Израиль, Исландия, Испания, Италия, Люксембург, Франция, Финляндия, Швеция, Черногория, ЮАР, ОАЭ, Турция, Украина, Армения, Беларусь, Абхазия. Ожидаем также приезд десяти руководителей дипломатических представительств иностранных государств, а также деловые миссии стран Европы.
Чем нынешний форум будет отличаться от предыдущего?
Сочинский форум остается одной из самых крупных в России экспозиций инвестиционных проектов, площадкой для открытого диалога ведущих политиков и бизнесменов, инвесторов и представителей власти. Форум "Сочи-2009" будет способствовать формированию инвестиционной стратегии России в условиях преодоления финансового кризиса. С учетом современной экономической ситуации будет сделан акцент на таких актуальных темах, как привлечение инвестиций в условиях финансового кризиса, перспективы отечественного рынка коммерческой недвижимости и формирование новых подходов к пониманию будущего инвестиционного процесса.
Будущее Сочи после 2014 года, налоговая политика, энергоэффективность, инфраструктурные проекты в условиях кризиса - все эти актуальные темы также будут рассмотрены на форуме. Будут озвучены авторитетные мнения и рекомендации - то, что действительно важно для принятия конкретных решений.
Тема подготовки к Играм-2014, понятно, окажется одной из ключевых на форуме. Насколько точно выполняется график по строительству олимпийских объектов? С какими проблемами приходится сталкиваться и какие уже удалось решить?
Прежде хочу напомнить, что администрация Краснодарского края является ответственным исполнителем по строительству 61 олимпийского объекта. Кроме этого, в рамках федеральной и краевой программ развития Сочи как бальнеологического и горно-климатического курорта проводится комплексная модернизация городской инфраструктуры. То есть объем работ внушительный. И соответственно ведется жесткий мониторинг графика их выполнения. Этот план утвержден наблюдательным советом госкорпорации "Олимпстрой" и отслеживается правительством страны.
На сегодняшний день, я вас могу заверить, отклонений от установленных сроков нет. А сделать в этом году нам удалось многое. И в части землеотвода, и по заключению контрактов на проектирование и строительно-монтажные работы, и по государственной экспертизе проектной документации и т. д. В оставшееся до конца года время также предстоит сделать немало. В частности, необходимо заключить контракты на проектирование 38 объектов и получить разрешение на строительство еще двенадцати.
Что касается проблем, то без них, конечно же, не обходится. Как не обходится ни одно большое дело, ни одна мегастройка. Могу привести такой пример. Если и раньше по сочинским дорогам из-за пробок было не пройти не проехать, то с ростом размаха олимпийского строительства ситуация усугубилась еще сильнее. Так, в Адлере, когда началась реконструкция автодорожной развязки "Адлерское кольцо", образовались заторы, транспорт просто встал. А не делать тоже нельзя. Поэтому нашли приемлемый выход - внедрили временную схему движения, открыли новые пути объезда, в кратчайшие сроки построили надземный пешеходный переход. В итоге ситуация заметно улучшилась.
И подобных примеров найдется немало. Из любой ситуации всегда есть выход. Главное - творчески, с умом подойти к этому. Только так можно двигаться вперед и решать те масштабные задачи, которые стоят перед нами. Убежден, что профессионализм и мастерство наших строителей, менеджеров администраций, специалистов различных звеньев, да и рядовых граждан помогут справиться с любой ситуацией. А мы, власть, всегда открыты для диалога с населением, готовы выслушать любые здравые предложения по тому, как даже в условиях грандиозного строительства сделать жизнь курортного города удобной и комфортной.
Чуть более месяца назад состоялась презентация игорной зоны "Азов-Сити". Каковы перспективы реализации этого проекта и будет ли он представлен в Сочи?
Для администрации края развитие "Азов-Сити" находится в числе приоритетных на ближайшую перспективу. И форум в Сочи - замечательная площадка для презентации широким деловым кругам проекта развития самой южной из четырех российских игорных зон. Уникальность проекта в том, что кубанская часть "Азов-Сити" - это уже полностью готовая инвестиционная площадка.
Первым из всех регионов, где созданы игорные зоны, Краснодарский край за счет краевого бюджета обеспечил всю необходимую инженерную и транспортную инфраструктуру "Азов-Сити". Поэтому инвесторы могут смело приступать к строительству.
Ряд представителей бизнеса уже проголосовали за "Азов-Сити" своим участием в реализации проекта. По результатам проведенных в 2008 году торгов 15 участков первоочередной зоны освоения "Азов-Сити" предоставлены в аренду бизнесу. "Первая ласточка" - компания "Ройял Тайм" из Казани - уже строит на территории игорной зоны казино "Оракул". В планах инвестора завершить строительство первой очереди казино уже в этом году. Мы не сомневаемся в перспективности проекта "Азов-Сити" и намерены максимально использовать возможность, предоставленную руководством страны. В планах края - построить не просто игорную зону, а новый курортный город, способный конкурировать с известными курортами.
На площади 1000 гектаров в кубанской части "Азов-Сити" кроме игорных заведений будут строиться гостиницы и яхт-клубы, аквапарки, марины, гольф-клубы, конно-спортивные комплексы. Словом, все, что нужно для качественного семейного отдыха.
Для дальновидных инвесторов это реальный шанс сделать выгодные вложения. По оценкам экспертов, ежегодный туристический поток в новую курортную зону превысит шесть с половиной миллионов человек. Ожидаемая валовая выручка компаний-резидентов зоны от игорной, гостиничной и торгово-развлекательной деятельности к 2017 году составит, по прогнозам, от 200 до 400 миллиардов рублей.
Оправдаются ли, на ваш взгляд, прогнозы аналитиков, что кризис даст шанс переориентировать туристические потоки с заграничных курортов на кубанские?
Кризис подкорректировал планы всех россиян. Многие пересмотрели свой семейный бюджет и остановили выбор на более экономичном отдыхе. В 2009 году особенно много туристов, которые приехали к нам на личном автотранспорте, разместились в частных гостиницах, на квартирах или в автокемпингах. Малый и средний курортный бизнес более мобилен и легче приспосабливается к новым условиям рынка. На сегодняшний день Кубань приняла на три миллиона отдыхающих больше, чем за аналогичный период прошлого года, - уже более 10 миллионов человек. И сейчас будет логичнее говорить не столько о количестве отдохнувших на Кубани туристов, сколько о том, что реально можем им предложить. Нужно развивать сервис, поддерживать конкурентоспособность отрасли. Мы о своих недочетах прекрасно знаем. Работаем над ними.
Удалось ли снизить транспортную составляющую в цене на путевки?
Этот вопрос постепенно решается. В край уже приходят новые авиаперевозчики, которые идут нам навстречу и существенно снижают стоимость своих услуг.