Военная прокуратура Челябинского военного гарнизона возбудила уголовное дело о нарушении правил безопасности на взрывоопасных объектах. По предварительной версии следствия, в пожаре, обернувшемся артиллерийской канонадой и человеческими жертвами, виноват брошенный солдатом-срочником окурок.
Как сообщил старший помощник военного прокурора ПУрВО Игорь Серов, первоначально следствие не исключало ни одной возможной версии возникновения пожара - от замыкания электропроводки, как это произошло в тамбовской войсковой части, до теракта или умышленного поджога с целью сокрытия хищения боеприпасов. Однако на деле все оказалось гораздо проще.
Установлено, что возгорание в войсковой части 96493, дислоцирующейся в семи километрах от районного центра Карабаш, произошло на открытой площадке, где хранились подлежащие утилизации артиллерийские боеприпасы третьей категории (состоящие на вооружении не один десяток лет. - Ред.). Примерно два железнодорожных вагона 152-миллиметровых снарядов для гаубиц.
По словам начальника пресс-службы ПУрВО полковника Константина Лазуткина, раньше они уничтожались силами самих военных. Однако теперь по условиям международной конвенции этим занимаются специальные предприятия. На одно из них и должны были поступить снаряды, складированные на площадке для отправки. Примерно третья часть боеприпасов уже была разобрана на составляющие и освобождена от пороха. Переноской и складированием 14 сентября занималась группа из шести военнослужащих. Один из них - рядовой срочной службы Кирилл Дейнекин - в нарушение всех правил безопасности закурил за работой, а затем бросил окурок на землю. Просыпавшийся из боеприпасов порох воспламенился, солдаты разбежались. В 11.20 по местному времени была объявлена пожарная тревога.
Командир части отдал команду устранить возгорание. К месту пожара прибыли заместитель командира части подполковник Андрей Цепляев, начальник ремонтного отделения майор Александр Сомов и командир отделения сержант Андрей Архипов. Они попытались справиться с огнем с помощью огнетушителей, однако в этом момент рванул один из снарядов. Все трое были отброшены взрывной волной. Подполковник получил множественные осколочные ранения и вчера скончался в больнице. Его сослуживцы майор Сомов и сержант Архипов получили сильные ожоги и травмы. Сегодня они находятся в Челябинском гарнизонном госпитале. Их состояние оценивается как среднетяжелое, однако угрозы для жизни уже нет.
По словам военного прокурора Челябинского гарнизона Александра Двинянина, рядовой Кирилл Дейнекин уже дал первые показания. Своей вины в возникновении пожара не отрицает. Возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности на взрывоопасных объектах, повлекшем по неосторожности смерть человека (часть 2 статьи 217 УК РФ). Если вина военнослужащего будет доказана, ему грозит до пяти лет лишения свободы.
К войсковой части 96493, обслуживающей склад с боеприпасами, Кирилл Дейнекин, призванный в Вооруженные силы в мае 2009 года, был прикомандирован из чебаркульской войсковой части 23293. Как молодой солдат был допущен к работам повышенной опасности, прошел ли он соответствующий инструктаж и почему работа бригады военнослужащих надлежащим образом не контролировалась командованием, предстоит установить следствию.
Между тем пожар из-за продолжающихся разрывов боеприпасов не удалось локализовать до сих пор. Зона поражения, по оценкам военных, составляет не менее километра. Жители Карабаша уже вторые сутки, вздрагивая, считают разрывы. Правда, теперь они раздаются гораздо реже. Сначала люди решили, что военные проводят масштабные учения. Воздух буквально сотрясался от канонады. А прибывшие по сигналу тревоги пожарные и спасатели МЧС вынуждены были остаться на безопасном расстоянии и наблюдать зарево издалека.
Военные уверены, что огонь не перекинется с открытой площадки на другие складские помещения, в том числе и защищенные подземные бункеры для хранения боеприпасов. По словам местных жителей, на хранении в в/ч 96493 может находиться боезапас дислоцировавшейся здесь ранее ракетной части. Военные эту версию пока никак не подтверждают и не опровергают. Пока, по словам прокурора Александра Двинянина, никаких данных об осложнении ситуации на объекте нет. Однако намеченный на утро обход территории саперами пришлось отложить еще на сутки. Даже если в течение дня взрывы прекратятся, на ликвидацию последствий ЧС, по мнению специалистов, понадобится не менее двух недель.