Анатолий Максимов: "Каникулами строгого режима" мы хотели напомнить зрителю вкус национальной комедии

Анатолий Максимов знаком всем, кто смотрит телевизор и ходит в кино. Начинал он на передаче "Матадор", много лет был закадровым голосом Первого канала.

К началу учебного года Анатолий Максимов со товарищи выпустили новую комедию "Каникулы строгого режима", претендующую на звание народной.

Российская газета: Россияне давно предпочитают американское кино. В прокате у нас, может быть, на 60 иностранных картин всего 4 отечественных. Нашему кино не верят?

Анатолий Максимов: Да, так и есть. В последние два года мы почти "уволены своей аудиторией", как пишут иногда в трудовых книжках за "утрату доверия". Перед выходом в прокат "Каникул строгого режима" мы провели социсследование в кинотеатрах "Вы придете смотреть наш фильм?". Два процента сказали: "Не те актеры". Пять процентов: "Комедия - не тот жанр". "Плохая реклама", - мнение восьми процентов. И 30 процентов опрошенных сказали, что не пойдут смотреть, потому что кино отечественное.

РГ: В "Адмирале", "Каникулах строгого режима" получилось то, что вы хотели сделать?

Максимов: Вот моя "занимательная социология". Очень понравились "Каникулы..." - 64 процентам. Просто понравились - 26 процентам. Фильм вызвал смешанные чувства - у 7 процентов. И совершенно не понравился 0,4 процента. Опрос был проведен в начале первой недели проката на выходе из кинотеатров в четырех российских городах.

РГ: Но вы же заказываете социологию определенной фирме. Она "под вас" ее и делает с учетом того, кто заказчик.

Максимов: Есть такой риск. Цена вопроса для нас велика. Мы снимали "Каникулы..." три года. Два лета. Дети росли. Актеры расстраивались - не понимали, чего мы хотим. Мы показывали материал разным аудиториям в различных городах, понимали, что получилось не то, что задумывали, и переписывали, переснимали. Фильм ведь прост, как пять копеек. Вот только формы, из которых отливали в советское время такие "простые" комедии, потеряны, и как их делать, никто не знает. Мы и хотели напомнить зрителю вкус национальной комедии, который он когда-то утратил.

РГ: "Каникулы строгого режима" сравнивают с "Джентльменами удачи". И иногда не в вашу пользу.

Максимов: Есть хорошее французское слово "hommage" (уважение, почесть). Я слышал, что проводят параллели и с "Калиной красной". Мы на самом деле хотели отдать дань уважения тому кинематографу. Мы не претендуем на сравнение, мы хотим просто встать рядом...

РГ: Почему с вами работает одна и та же команда актеров?

Максимов: Некоторые, как Владимир Валентинович Меньшов, были и в "Дозорах", и в "Каникулах...", другие, как Константин Хабенский, в "Каникулах..." не работали...

РГ: А отчего? Не было желания его пригласить? Разве Хабенский авторитета Сумрака сыграл бы хуже Сергея Безрукова?

Максимов: В "Каникулах..." роли для Хабенского не было. Константин - один из самых любимых моих актеров. У него фантастический диапазон, но Сумрака ему было бы сделать сложнее... На нем лежит какая-то врожденная печать образованности. Поверить, что этот человек 16 лет ничего, кроме зоны, не видел, было бы сложно.

РГ: А Безруков? Мне показалось, что в начале фильма, когда он в тюрьме, то вживается в роль, а потом, в пионерлагере уже не веришь, что перед тобой зэк.

Максимов: Это связано с тем, что отснято 24 часа материала. И эффект подчас резких превращений его героя происходит из-за того, как складывалась конечная версия. Но это - наша вина, а уж точно не его.

Есть актеры замечательные, но с ними мы действительно не работаем. Они - хорошие. Но они другие. Почему у нас некоторые актеры переходят из фильма в фильм? Мы каждый раз стараемся создать свой, особенный мир, который, нам кажется, получился и в "Адмирале", и в "Каникулах".

РГ: А что в них общего? По производителям понятно, а по чувствам?

Максимов: Прямой взгляд на аудиторию. Чувство открытой трагедии, которое не все, кстати, могут сыграть.

В "Каникулах..." люди долго учатся жить, а потом, когда они умнеют, у них не остается уже времени для жизни. Ведь, если честно говорить, Сумрак из тюрьмы уже не выйдет. Пионерлагерь - единственное, что у него было светлого в жизни. Когда мы обсуждали драматургическую структуру фильма, мы заложили в его основу довольно печальную историю неизлечимо больного человека.

РГ: Насколько мне понравилась композиция "Опять метель" в "Иронии...", настолько в "Каникулах..." песня "Заря" показалась специально "слепленной". При всем моем уважении к Николаю Расторгуеву и Игорю Матвиенко.

Максимов: Это - ваша оценка, и в ней вы правы. Я могу сказать, почему мы хотели и сделали именно такую песню. Она для нас - верительная грамота, некий код доступа. Для нас главное, что в песне есть то же самое базовое ощущение мира, что и в фильме. И нам важно сказать, что песня - в другой форме, но про то же.

РГ: В этом году "Иронию судьбы. Продолжение" покажут по ТВ. Вы ждете этого показа?

Максимов: Есть ощущение предстартового волнения. Потому что время-то прошло. А оно - единственный настоящий реагент, который позволяет выяснить, что чего стоит. Вот это и нам интересно увидеть.

Досье "РГ"

Сегодня на счету продюсера Анатолия Максимова такие картины, как "Адмиралъ", "Ирония судьбы. Продолжение", "Ночной дозор", "Турецкий гамбит", "72 метра", "Убойная сила", "Диверсант. Конец войны", - всего более 30 фильмов.

В 2004 году впервые отечественный фильм "Ночной дозор" занял высшую строчку в таблице кассовых сборов. Россия стала второй страной в мире после Южной Кореи, в которой национальные фильмы собирают в прокате больше, чем американские. В последующие три года прорыв продолжился. Но в 2008-м российские фильмы начали терять кредит доверия у аудитории.

только цифры

Итоги проката первого уик-энда комедии "Каникулы строгого режима".

В России: фильм посмотрели 673 365 человек. Сборы картины - 281 372 473 рублей.

В Украине - 201 995 человек. Сборы - 6 340 527 гривен (или примерно 23 870 000 рублей по курсу ЦБ).