Скоро наши военные получат дополнительную возможность "поиграть мускулами" за пределами России.
Госдума сейчас рассматривает поправки в Закон "Об обороне". Корректируют документ по инициативе президента. На это есть веские причины. Идет ли речь о борьбе с пиратами или защите наших солдат и гражданских лиц за рубежом, оказании военной помощи дружественным России государствам - везде армии уготована роль палочки-выручалочки. Де-факто военные уже выполняют эти задачи. Как говорится, жизнь заставила. Теперь они получат возможность делать это де-юре.
Российские законы и прежде допускали использование регулярных частей в зарубежных миротворческих операциях по линии ООН и СНГ. Когда мир столкнулся с новой угрозой - международным терроризмом - экстерриториальные функции Вооруженных сил дополнили еще одной миссией. После утверждения президентских поправок список "иностранных" задач Вооруженных сил расширится до шести пунктов. Понятно, что ядерные бомбардировки чужих территорий там не значатся. Но какие-то подразделения Сил общего назначения Россия вполне может послать хоть в Венесуэлу, хоть в Абхазию.
Военные и политики не скрывают, что изменения в главном оборонном законе напрямую связаны с недавними трагическими событиями в Южной Осетии. В развязанном Тбилиси конфликте погибли мирные жители Цхинвала, сотни наших граждан и российские миротворцы. Если бы не своевременная помощь военных, число убитых исчислялось бы тысячами. Ввод наших десантников и подразделений 58-й армии в Южную Осетию грузинские власти и ряд политиков Запада называют нарушением международно-правовых норм. Мол, санкцию на применение военной силы не давали ни в ООН, ни в ОБСЕ, ни в других авторитетных структурах. Российские официальные лица говорят, что грузинская агрессия стопроцентно попадает под понятие "государственный терроризм", а значит, использование Вооруженных сил в операции по принуждению Грузии к миру юридически оправдано.
Так или иначе, но правовые коллизии в этом вопросе существуют. Вернее, пока существуют, поскольку с принятием новых поправок предмет для споров исчезнет. В каком бы уголке земного шара ни подверглись нападению наши граждане, а уж тем более военные объекты и базы, армия защитит их на законных основаниях.
Это же касается дружественных России государств, в частности Южной Осетии и Абхазии. Дело в том, что наше законодательство уже предусматривает военную помощь странам, с которыми Москва имеет двусторонние соглашения, в том числе на случай вооруженной агрессии. Правомерность таких актов никто в мире под сомнение не ставит. Однако едва речь заходит о двух республиках Кавказа, ситуация кардинально меняется. Независимость Абхазии и Южной Осетии на Западе признавать не хотят, а потому военную помощь им со стороны России заранее объявляют нелегитимной. Теперь, когда в Законе "Об обороне" отдельной строкой будет прописана возможность использовать наши армейские подразделения для отражения или предотвращения агрессии против других государств, ситуация изменится.
Строго говоря, ничего нового Россия в этом законе не изобрела. Защита собственных граждан даже за пределами страны давно заложена в правовых актах многих государств. Например, американцы ради этого бросали спецназ и в Колумбию, и в Ирак, и в Афганистан. Им не было дела до местных законов. Едва кто-то из американцев оказывался в чужих руках, страна объявлялась зоной интересов США и военным немедленно приказывали - вперед, на выручку своим!
С разгулом пиратства использование военной силы тоже стало неизбежным. Потому можно не сомневаться, что официальное участие российских Вооруженных сил в борьбе с морскими разбойниками повсюду будут приветствовать. В ООН и НАТО - в первую очередь.
В Закон "Об обороне" хотят вписать не только дополнительные задачи военных за рубежом, но и такую строку - "Формирования Вооруженных сил могут оперативно использоваться за пределами РФ". Эту самую оперативность обеспечит новый механизм принятия решения. Вкратце его суть такова. Совфед специальным постановлением наделит президента единоличным правом командировать войска за границу. Глава государства самостоятельно решит, куда и сколько военнослужащих нужно послать, какие задачи и в какие сроки они должны выполнить. Вопрос о досрочном возвращении солдат тоже будет в компетенции президента. Но по его поручению им сможет заняться и минобороны.
Сейчас механизм отправки военных за рубеж сложнее. Решение об их командировании принимает глава государства, но его указ должны обязательно одобрить сенаторы. Процедура повторяется всякий раз, когда надо послать в другую страну наших миротворцев или решить вопрос об участии российских военных в международной антитеррористической операции.
Виктор Заварзин, председатель Комитета Госдумы по обороне:
- Мы должны признать, что современные войны и вооруженные конфликты будут носить кратко временный характер. А достижение стратегических задач будет осуществляться в кратчайшие сроки. Любое промедление в принятии решения - применить Вооруженные силы или нет - нанесет непоправимый ущерб обороноспособности России, а также безопасности наших граждан, где бы они ни находились.
Многие развитые государства уже учли это обстоятельство. Нам тоже необходим правовой механизм, обеспечивающий оперативное принятие решения президентом на применение войск за рубежом.
Вооруженные силы России за границей
Уже разрешено использовать:
для пресечения международной террористической деятельности;
для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.
Предлагается дополнить функциями:
отражения нападения на Вооруженные силы РФ или другие войска, дислоцированные за пределами территории России;
отражения или предотвращения агрессии против другого государства;
защиты граждан РФ за рубежом;
борьбы с пиратством и обеспечения безопасности судоходства.