Белый дом отказывается от размещения ракет и радара в Восточной Европе

Президент США позвонил в Прагу ночью. В то время, как на восточном побережье Америки был день, в Чехии часы показывали полночь. Но в резиденции премьера Яна Фишера никто не спал. Этого звонка здесь ждали.

И практически наверняка знали, что скажет глава Белого дома. О теме предстоящей ночной беседы еще накануне сообщила влиятельная американская газета "Уолл-стрит джорнэл", ссылаясь на свои источники информации в администрации США. Новости для официальной Праги были неприятными - Обама намерен отказаться от размещения элементов противоракетной обороны в Польше и Чехии. Так, собственно, и произошло.

Президент США проинформировал главу чешского правительства о решении Пентагона не размещать объекты ПРО в Восточной Европе в связи с новой оценкой иранской ядерной угрозы. Впрочем, американский лидер подсластил пилюлю, обещав, что это решение может быть пересмотрено при возникновении новых опасностей, исходящих от Тегерана. Внешнеполитические советники президента США уже вылетели в Варшаву и Прагу, чтобы официально известить власти этих стран об отказе Белого дома от ранее заключенных соглашений. И, по возможности, успокоить восточноевропейских союзников, которые на годы вперед распланировали, на что они потратят деньги "Дяди Сэма", которые Вашингтон собирался заплатить в качестве компенсации за размещение ПРО.

Ястребы правят бал

История вопроса о размещении элементов противоракетной обороны в Восточной Европе восходит к 2000 году. Тогда Пентагон подготовил документ, получивший название "Совместное видение 2020 года", в рамках которого была принята доктрина "Господства по всем фронтам". Это было время, когда в Белом доме командовали неоконсерваторы, утверждавшие, что американской мощи должно быть достаточно, чтобы "разубедить" любую страну или альянс стран бросать вызов глобальному господству США. Именно в то время, как считают эксперты, впервые возник проект размещения элементов противоракетной обороны у границ России под предлогом борьбы с мифическими иранскими ракетами. Создание третьего позиционного района ПРО в Восточной Европе включало установку в Польше до 2013 года десяти ракет-перехватчиков, а в Чехии к 2011 году радара, который американские военные собирались доставить с тихоокеанского атолла Кваджалейн.

Больше года представители госдепартамента и Пентагона вели непростые переговоры с чешским и польским правительствами об условиях предстоящей сделки. Но если официальная Прага сдалась практически без боя за минимальные в финансовом плане компенсации, то Варшава торговалась отчаянно и бескомпромиссно за каждый будущий доллар. Дело доходило до того, что несколько раз представители администрации США заявляли, что вообще откажутся от размещения ракет в Польше, если власти этой страны не умерят аппетиты. Фактически поляки хотели за американский счет полностью перевооружить свою армию, на что не соглашалась прежняя американская администрация. Тем не менее после конфликта между Грузией и Россией в 2008 году Варшава пошла на уступки, и соглашение по ПРО все же было подписано.

Со своей стороны Москва неоднократно предупреждала Белый дом, что рассматривает размещение элементов противоракетной обороны в Восточной Европе, как своего рода красную линию, за которой начнется новый виток гонки вооружений. Все разъяснения Пентагона, что противоракеты в Польше необходимы для защиты от иранской ядерной угрозы российские эксперты называли несостоятельными. А наши военные всерьез рассматривали возможность размещения в качестве ответной меры ракетных установок в Калининградской области. Москва неоднократно предлагала использовать для совместной защиты от предполагаемого ракетного удара со стороны Ирана расположенную в Азербайджане Габалинскую радиолокационную станцию. Но Белый дом лишь отделывался общими обещаниями подумать над российскими инициативами.

Кому нужна сильная Европа?

Почему новая администрация США, несмотря на давление, которое оказывали на нее политики Восточной Европы, решила отказаться от размещения ПРО и учесть опасения Москвы? Давление на Белый дом оказывалось нешуточное. Достаточно вспомнить недавнее письмо 22 бывших лидеров центрально- и восточноевропейских государств, которые заклинали Обаму не бросать их страны и защитить их от России. В качестве главного элемента защиты, разумеется, фигурировало ПРО. Тем не менее Белый дом не прислушался к советам отставников. Одной из причин, заставивших администрацию США огорчить своих некогда самых преданных сателлитов в Европе, стал радикальный пересмотр всей американской внешнеполитической стратегии.

Ее некогда главный посыл - Америка способна самостоятельно решать любые проблемы в любой точке планеты - сменился на другой, не менее принципиальный - Америке нужны сильные союзники для совместных действий в сфере глобальной безопасности. И если прежде Белый дом рассматривал усиление Европы в качестве вызова своему могуществу, то сегодня Америке, напротив, нужна сильная Европа, способная взять на себя ответственность за решение мировых проблем.

Прежняя администрация США проводила курс - разделяй и властвуй. Она плодила в Евросоюзе "троянских коней" - восточноевропейские государства, которые торпедировали любые инициативы, неугодные Вашингтону. Но сегодня такие союзники не нужны Белому дому, который демонстрирует заинтересованность в единой, говорящей одним голосом Европе. И, что не менее важно, в сильной России. Эту тенденцию быстро уловили в той же Польше, где после прихода к власти Обамы начали пересматривать свою антироссийскую политику. И одновременно снижать градус конфронтации с другими государствами Старой Европы.

Военные против ПРО

Решение Обамы отказаться от размещения ПРО в Восточной Европе было принято после серьезных консультаций с военными. На днях американские разведслужбы подтвердили главе государства, что Иран с 2003 года не возобновлял программу ядерных вооружений. А иранские центрифуги по техническим причинам не способны создавать высокообогащенный уран как минимум до 2010 года.

Со своей стороны председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал Майкл Маллен заявил, что Белый дом очень близок к завершению длившегося семь месяцев анализа плана создания противоракетного щита, который продвигал Джордж Буш. О результатах этого анализа в ближайшее время будут проинформированы законодатели и правительства Польши и Чехии. Впрочем, основной вывод проведенного исследования уже очевиден - развитие иранской ракетной программы оказалось менее интенсивным, чем ожидалось. Как заявил в этой связи один из американских экспертов генерал Картрайт, "мы считали, что появление у Ирана межконтинентальных баллистических ракет случится гораздо быстрее. Реальность такова: они появятся не так быстро, как мы думали".

Во имя перезагрузки

Уже известно, что администрация Обамы готовит новый компромиссный план размещения американских вооруженных сил в Европе, из которого будут исключены пункты, вызывавшие раздражение России. Ранее стало известно о секретном письме, которое глава Белого дома направил президенту Дмитрию Медведеву. Если верить американским СМИ, в нем предположительно говорилось о готовности Белого дома полностью отказаться от размещения элементов противоракетной обороны в Восточной Европе, если Москва поможет в сдерживании иранских ядерных амбиций. Все эти шаги говорят о понимании Вашингтоном важности хороших отношений с Россией. В повестке дня российско-американских переговоров стоят такие вопросы, как заключение нового договора по стратегическим наступательным вооружениям, борьба с распространением ядерного оружия и сотрудничество по афганской тематике. В то же время бывшие страны соцлагеря слишком ревниво относятся к развитию диалога между Россией и США. И по старой памяти пытаются диктовать Белому дому, что тому следует делать и как себя вести в отношениях с Москвой, забывая, что у Америки уже новый, куда более прагматичный лидер.

ДОСЛОВНО

Дмитрий Медведев, президент России:

- Сделанное сегодня в Вашингтоне заявление показывает, что для такой работы складываются неплохие условия. Разумеется, предстоит еще провести предметные консультации экспертов и наша страна к ним готова. В любом случае в ходе запланированной на 23 сентября в Нью-Йорке моей встречи с президентом Обамой у нас будет хорошая возможность обменяться мнениями по всем аспектам стратегической стабильности, включая ПРО. Рассчитываю, что мы выйдем на поручения соответствующим ведомствам наших двух стран активизировать взаимодействие, в том числе с привлечением европейских и других заинтересованных государств. Будем сообща разрабатывать эффективные меры в отношении рисков ракетного распространения. Меры, позволяющие учитывать интересы и озабоченности всех сторон и обеспечивать равную безопасность всем государствам на европейском пространстве. Мы ценим ответственный подход президента США к реализации наших договоренностей. Я готов к продолжению диалога.

Между тем

Как стало известно "Российской газете", внешнеполитическое ведомство РФ ждет официального подтверждения от США относительно отказа размещать в Чехии РЛС ПРО. И если такое решение действительно принято, то, по словам источника в МИДе, это окажет положительное влияние на развитие российско-американских отношений.

Справка "РГ"

Глобальная система ПРО США включает в себя три эшелона.

Первый эшелон, предназначенный для перехвата межконтинентальных баллистических ракет (МБР) на разгонном участке их траектории, в настоящее время состоит из двух позиционных районов противоракет: на Аляске и в Калифорнии.

По планам развития ПРО, к 2013 году система будет включать: 5 радиолокационных станций раннего предупреждения, перекрывающих все Северное полушарие, 4 радиолокационные станции морского базирования в Тихом океане, около 50 противоракет наземного базирования и более 100 противоракет морского базирования.

Второй эшелон системы ПРО США - это ракеты-перехватчики морского базирования.

Третий эшелон системы национальной ПРО состоит из спутников обнаружения пуска МБР.