В этом году Конституционный суд признал, что ряд статей ГПК, позволяющих признавать человека недееспособным "заочно", без вызова в суд, противоречит Конституции. Установленные законом исключения недобросовестные чиновники Белгородской области превратили в правило.
О подобных массовых беззакониях, происходивших в Белгородской области, сообщалось в "РГ" в статье "Школа. Психушка. Кладбище". В психушки (психоневрологические интернаты) правдами и неправдами, зачастую без судов, годами отправляли детдомовцев, которым по закону следовало давать квартиры. А также одиноких и пожилых людей, у которых было жилье. А когда в 2002 году о нарушениях стали писать в инстанции... Местный прокурор Борисовского района Евгений Ночевка направил в суд заявления о массовом признании более 200 дееспособных человек недееспособными. Тогдашний судья Алексей Бабаев "подмахнул" решения, не вызывая людей в суд, и все стало шито-крыто.
На публикацию в "РГ", надо отдать должное, отреагировал Белгородский областной суд, который, изучив практику признания недееспособными в Борисовском и Алексеевском районах за 2000-2005 годы, признал выступление газеты правильным и обоснованным. По райсудам разослали письма о недопущении впредь нарушений.
Но... закрытые незаконно люди так и остаются до сей поры в психушках.
Так, из 443 рассмотренных судами дел почти всех 100% признали недееспособными... без вызова людей в суд.
На экспертизу зачастую они также не вызывались. Свои выводы эксперты обычно делали только по кратким выпискам из историй болезни, насчитывающим нередко десятка два слов. Да и те порой были в виде ксерокопий, без печатей, то есть филькины грамоты. Их переписывали в заключение. Можно предположить, что многих документов в личных делах людей вообще не было!
В справке облсуда сделан вывод, что из заключений большинства экспертиз "невозможно установить истинную картину болезни", они "не соответствуют требованиям закона". Однако на основании их, зачастую как единственных доказательств по делу, сотни людей "закатали" в психушки!
Кроме того, выяснилось, что и прокуроры Борисовского и Алексеевского районов часть заявлений о признании недееспособными подали незаконно: по новому ГПК они были лишены этого права.
Тем не менее признавали, как бы узаконивая пребывание в психушках тех, кого по произволу чиновников годами набивали туда правдами и неправдами. И закрывали в психушки новых, не считаясь порой даже с данными экспертизы, как, например, Алексея Алемяна, Риту Кармышеву, Володю Литвинова, Женю Смердова, Любу Федоренко, Иру Комову и многих других.
Тогда заместитель губернатора Валерий Пучков, а сейчас - руководитель судебного департамента области, на заседании президиума подчеркнул:
- В газетной публикации поставлен вопрос: "Кому достаются квартиры и другое имущество граждан, массово признанных недееспособными?" Для меня это тоже непонятно. Необходимо разобраться, как поступить с теми, кто в массовом порядке признан недееспособным в нарушение закона, и что с имуществом этих людей. Прокуратуре необходимо провести проверки в органах опеки и попечительства и соцзащиты населения и по их результатам принять соответствующие меры.
- Прокуратура области может обжаловать решение суда в надзорной инстанции, - заключил председатель областного суда Иван Заздравных. А председателям судов, нарушавшим закон, рекомендовал просмотреть дела и "при необходимости внести надзорные представления для отмены решения".
Но... сотни людей так и остались в психушках.