Единственной российской картиной, вошедшей в основной конкурс XVIII Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии, стал фильм режиссера Станислава Митина "С черного хода", снятый по автобиографической повести Михаила Рощина "Черный ход (Воспоминание)".
1 сентября 1949 года. Советская школа. Дом с колоннами, выкрашенный голубой масляной краской коридор, стертые до неузнаваемого цвета полы в крупную паркетную елочку... Железная дисциплина: "Стоять! Не бегать! Вперед!", и переиначенный на нужный лад Чехов: "В человеке все должно быть на отлично - и лицо, и успеваемость"...
На школьной линейке девятиклассник влюбляется в учительницу. Ее жених погиб на войне, его отец пропал без вести. Военные дети быстрее взрослели, девушки военной поры острее ценили счастье... Коллективные походы в театр с классом заканчиваются проводами до дома, и - случается то, что в советской школе никак не могло случиться: первые поцелуи ученика и учительницы. Только поцелуи, за которыми вопреки всем педагогическим правилам начинаются ежедневные встречи влюбленных в подъезде учительницы на лестнице черного хода. В фильме ноль секса. Это, наверное, самая чистая и пронзительная история любви, которая вышла у нас за последние годы. Нежность и трепетность в отношениях показывается потрясающая. Тоска - вселенская, когда приходит время расставаться, так как про эти встречи узнают в школе, и учительнице приходится увольняться и уезжать из города.
Станислав Митин сделал простую и ясную, можно сказать, классическую мелодраму, по которой уже очень сильно соскучился наш отечественный зритель. Это был госзаказ, снятый на "Ленфильме" на гранд министерства культуры. С высочайшей культурой в декорациях (художник фильма Владимир Светозаров) и буквально в каждой детали костюмов, очень точно переданным духом той эпохи, и предельной правде в человеческих отношениях, которую блестяще передают молодые ленинградские актеры Сергей Кузнецов и Светлана Щедрина. Их интонации столь свежи и души так чисты и невинны, что, кажется, до съемок актеры жили просто в каком-то заповеднике. Или как будто уже изобрели машину времени, и режиссер Станислав Митин проводил кастинг именно в те послевоенные годы. Просто удивительно, как ему удалось сегодня найти столь девственные лица.
Станислав Митин, режиссер:
- Я хотел снять откровенно старомодное кино. Жизнь того времени для меня интересней. В повести Михаила Рощина все подробно описано, я внимательно ее читал и пытался соответствовать. Сама история диктовала такие лица. Нужны были актеры, за которыми не тянулось бы никакого шлейфа. Главные герои - питерские. Мальчик - студент второго курса. Она - профессиональная актриса, ей 25 лет. Я хотел снять такое антисовременное кино, в котором есть эротика, но нет секса. Он существует, но где-то совершенно в подсознании. Может, я наивный человек в этом отношении, но я хотел снять фильм про то, что существуют духовные отношения, и они первостепенны. Что все-таки есть на свете целомудрие, любовь, свобода, и парадокс наших дней в том, что это совершенно упущено нашим сумеречным жестоким временем.