Около 300 мэров из 20 стран мира - Казахстана, России, Швейцарии, США, Германии и других, собрались на проходивший вчера в Актау Международный форум, чтобы обсудить перспективы применения механизмов государственно-частного партнерства для развития местной инфраструктуры.
В небольшой городок, раскинувшийся на берегах Каспия, как позже признались гости, многие ехали с опаской. Расположен он в пустыне, отроду - 45 лет, возник с рудника по добыче урана, шифровавшегося под номером почтового ящика. Здесь даже из водопроводных кранов течет не пресная, а опресненная вода из моря. Так что же, казалось бы, ожидать от него хорошего? "А вы видели суперсовременный город с прекрасной архитектурой и планировкой? - говорил на открытии форума мэр Москвы Юрий Лужков, президент Международной Ассамблеи столиц и крупных городов. - Центр Мангистауской области - регион Казахстана с уникальными перспективами для развития".
И в самом деле, в Актау градоначальников многое изумляло. Например, отсутствие привычных улиц - на весь город единственный Президентский проспект, все остальное - внутриквартальные проезды в микрорайонах и бульвары. Зелени - не богато, зато под каждый кустик подведен автоматический полив, иначе погибнет. "Единственное, чего нельзя завести на наш полуостров Мангышлак, - это тень от деревьев", - шутят местные жители. Все остальное они могут позволить себе купить, так как в городе нефтяников, каким стал теперь Актау, одна из самых высоких зарплат в республике (в среднем - не менее 7 прожиточных минимумов) и 18 видов дополнительной социальной помощи для тех, кто в этом нуждается. Даже в кризис городская промышленность не рухнула, а лишь притормозила темпы прироста, которые по итогам 8 месяцев этого года составили 100,1 процента к уровню прошлого года.
В основе благополучия города и области в целом, по мнению акима Крымбека Кушербаева, лежит как раз активное использование механизма государственно-частного партнерства. "Объем инвестиций в основной капитал у нас с начала года составил 164,8 миллиарда тенге, - поделился он в своем выступлении с коллегами. - По этому показателю область занимает второе место в республике. Благодаря этому не остановлена реализация ни одного мегапроекта, продолжает осваиваться высокотехнологичная территория, ориентированная на экспорт "Морпорт Актау", строится международный курорт Кендерли, где будет построено 23 отеля на 21 тысячу мест...
Как признался Крымбек Кушербаев, именно опыт Москвы научил их находить деньги, которых так часто не хватает в местном бюджете, для решения самых важных проблем: "Наблюдая, как это делает российская столица, опираясь на частно-государственное партнерство, было бы просто обидно не последовать ее примеру".
Юрий Лужков подтвердил, что в Москве сейчас действительно трудно найти сферу, которую городские власти пытались бы развивать в одиночку, без участия бизнеса. Причем в таких проектах сейчас помимо государства и частных компаний все чаще принимает участие и население. В качестве такого примера мэр привел программу "Народный гараж", в которую в этом году включились уже более 85 тысяч жителей столицы. Каждая из сторон преследует свой интерес: власть освобождает улицы от захламляющего их транспорта и одновременно создает новые рабочие места. Строительному бизнесу этот проект поможет удержаться на плаву в пору кризиса. Москвичи выгодно вкладывают деньги в недвижимость, в целом же для города решается сразу несколько проблем.