К концу этого года весь транзитный транспорт, который сейчас идет через Сочи, пустят в объезд. А в конце декабря стартует еще одна дорожная стройка - дублер главной сочинской магистрали - Курортного проспекта. Об этом вчера рассказал глава минтранса Игорь Левитин.
По многим объектам министерская машина проехала первой, например, в последнем из пяти сложных тоннелей обхода Сочи. А потом, чтобы было с чем сравнивать, журналистам показали старую объездную дорогу курорта: это обыкновенная грунтовка, вплотную примыкающая к домам.
Транспортная инфраструктура в прямом смысле слова является самым узким местом всероссийской здравницы. Вечные пробки портят жизнь горожанам и отдыхающим. Но транспортный поток Сочи в ближайший год только будет расти: в 2014 году город принимает Олимпиаду. Уже сейчас, как сказал Левитин, разрабатывается автоматизированная система управления транспорта, когда буквально каждый водитель будет получать информацию о том, как ему лучше и удобнее доехать. Всего на строительство автодорог в Сочи планируется выделить 140 миллиардов рублей из федерального бюджета и еще 20 миллиардов рублей доложит краевая казна (без учета затрат на объездную дорогу). Всего от Сочи в сторону Адлера будет открыто четыре транспортных направления общей протяженностью около 100 километров. И на каждой дороге будут строиться мосты, эстакады, тоннели. Сегодня здесь уже занято 9 тысяч рабочих, рассказал Левитин. А всего на сочинских дорожных стройках будут трудиться 50 тысяч человек.
Кстати, в самые ближайшие дни станут известны застройщики Курортного проспекта. 22 сентября планируется вскрыть конверты с заявками от потенциальных компаний-подрядчиков. Дорога-дублер должна разгрузить главную автотрассу Сочи, и в будущем Курортный проспект будет открыт только для городского транспорта или велосипедистов. При этом параллельно уже сейчас в городе начинается строительство дорожных развязок, всего их будет десять.
Открыта и еще одна масштабная стройплощадка, на которой вчера также побывал министр. Уже за пределами города, по пути в аэропорт, строится Адлерское кольцо. Завершить стройку планируется в 2012 году.
В устье реки Мзымта уже ведется строительство порта. Причем, как рассказал министр журналистам, в отличие от дорог, которые строятся на бюджетные деньги, в порт вкладывается инвестор. За счет казенных денег строятся причальные стенки, ведутся дноуглубительные работы, а частник оплачивает всю инфраструктуру. Когда закончится Олимпиада, порт будет перепрофилирован в марину для яхт.
Ведутся строительные работы и на совмещенной авто- и железной дороге Адлер - Красная Поляна. Трасса соединит аэропорт с горным кластером, где будет проходить большая часть соревнований. Между тем бизнес уже постепенно начинает обживать Красную Поляну. Вчера министр открыл здесь первую цивилизованную автозаправочную станцию. Заправка построена с использованием новых технологий, ее работа почти на треть будет обеспечиваться за счет энергии солнечных батарей. Это первая подобная заправка в России. Но министр надеется, что со временем все федеральные трассы в нашей стране будут оборудованы современной придорожной инфраструктурой - заправками, мини-маркетами, кемпингами. Этой работой, рассказал он, займется новая создаваемая госкомпания "Автодор", которая начнет работать со следующего года. Еще одна хорошая новость для инвесторов, которую сообщил министр: в 2010 году появится возможность выпускать инфраструктурные облигации. Такой законопроект уже на подходе. Предполагается, что за счет выпуска ценных бумаг под транспортные проекты, госкомпания сможет привлекать с рынка деньги. Облигации будут гарантироваться правительством, в них могут быть размещены, в том числе и пенсионные средства, которыми сейчас управляет Внеш экономбанк. Этот механизм позволит частично заместить государственные вложения в инфраструктуру.
Министр сделал и ряд заявлений об улучшении работы воздушного транспорта. Он рассказал, что министерство предложит правительству новый механизм, в котором будут прописаны гарантии для авиапассажиров в том случае, если компания не выполняет свои обязательства по перевозке.
Сейчас, напомним, за срыв полетов фактически платит бюджет. Совсем недавно за счет госденег были перевезены 10 тысяч пассажиров компанией "КД авиа". Но оплачивать срыв полетов надо все-таки не за счет средств бюджета, а за счет перевозчиков. Авиакомпаниям, рассказал "РГ" Левитин, собираются предложить три способа решения этих проблем: они смогут воспользоваться банковскими гарантиями или откладывать средства на случай ЧП на депозиты, воспользоваться страховым обеспечением либо создавать специальный страховой резервный фонд. Какой из вариантов выбрать - решат сами перевозчики.
Кроме того, не исключает Левитин, в следующем году может быть расширена география льготных авиаперевозок в те регионы, которые с остальной частью России не связаны железнодорожным или автомобильным транспортом. В этом году, напомним, такие льготы действовали на жителей Дальнего Востока. К 1 сентября, как подсчитал министр, ими воспользовались 150 тысяч человек. Еще одна новость - минтранс при отборе компаний, осуществляющих такие перевозки, предлагает отдать приоритет тем, кто работает на самолетах российского производства. По словам Левитина, министерство собирается прописать такие преференции в конкурсных условиях.