Хамство на дорогах стало национальной болезнью, и вчера ее симптомы диагностировала обычная "скорая помощь", имевшая неосторожность не уступить дорогу навороченному джипу.
Водитель иномарки не стерпел такой наглости и схватился за оружие. Только чудом обошлось без жертв: "хозяин дороги" обстрелял врачей из травматического пистолета и скрылся на своем "Гранд Чероки" в неизвестном направлении. Милицейский план "Перехват" ничего не дал.
Самое страшное в этом происшествии - его обыденность по нынешним меркам. Никого ведь не убили и даже не ранили. А стрельба на дорогах звучит слишком часто, чтобы вздрагивать каждый раз. Водители не считают нужным уступать дорогу пешеходам, другим водителям, "скорой", пожарным, вообще кому бы то ни было. Разве что у милиции больше шансов нарваться на вежливость. Хотя достается порой и постовым. Чуть больше недели назад в Москве трое горячих автолюбителей избили сотрудников ГИБДД прямо на стационарном посту на пересечении Рязанского проспекта и МКАД.
После чего двое злоумышленников скрылись, одного удалось задержать.
Но милиция, прямо скажем, может за себя постоять. Остальные граждане - кому как повезет. В дорожных ссорах и убивали, и калечили. Только за сутки в Москве автолюбители два раза разряжали оружие на дороге. Помимо "скорой помощи" выясняли отношения водители грузовой "Газели" и автомобиля "Хендай". Слово за слово, владелец иномарки ранил мужчину из "травматики" и скрылся. Раненый госпитализирован, задержать стрелявшего по горячим следам не удалось. Опять все вышло как-то банально и с кровью.
Бесполезно списывать все на доступность травматического оружия. Не будь пистолетов, дорожные бойцы достали бы бейсбольные биты. Или специально припасенные фомки. А кому-то и оружия не надо. Этой зимой суд отправил в колонию водителя, который убил пешехода ударом кулака. Просто 17-летний студент, на взгляд владельца "Мерседеса", слишком медленно переходил дорогу на зеленый свет, за что и поплатился.
Причины кровопролития на дорогах лежат в каких-то культурных слоях. Такое у нас воспитание, такие привычки - не уважать никого вокруг. Не у всех, конечно, но у многих. А хамство на дороге приводит не только к стрельбе и дракам, но и к закономерным катастрофам. Этим летом после череды страшных автомобильных аварий в России вопрос обсуждался на самом высоком уровне. Но средний водитель пока не исправился.
В той же Москве в начале сентября джип "Тойота Сурф" врезался в "скорую", которая мчалась при включенных сигналах. В итоге едва не погиб тяжелобольной 3-месячный ребенок, которого врачи срочно везли в больницу. Как же бороться с этой бедой?
Теоретически было бы неплохо ввести в автошколах гуманитарные науки и буквально вдалбливать в будущих водителей разумное, доброе, вечное. Пусть не только правила изучают, но и Пушкина, Достоевского, какие-то общечеловеческие ценности. Хороший вариант, но есть большие сомнения в его реалистичности. К тому же нетрудно предсказать возмущение автомобильной общественности, мол, и цена повысится, и автошколы не потянут, и будущим автовладельцам это ни к чему. Да и вряд ли автошкола воспитает культурного человека за сколько-то там часов, если семья и школа раньше не воспитали.
В таком случае остается старое испытанное средство - кнут. Многие эксперты предлагают радикально ужесточить наказания за нарушение Правил дорожного движения. У этой идеи тоже масса противников. Аргумент, как правило, один: выше штрафы - больше коррупция.
Один из депутатов даже предложил пожизненно лишать водительских прав лихачей, которые неоднократно допускали грубые нарушения. Слова парламентария тут же раскритиковали многие правозащитники. Однако среди экспертов есть и голоса, считающие подобное предложение довольно рациональным. Многие считают, что ужесточать наказание необходимо, поскольку у нас прививать культуру на дороге можно, увы, только силой. Спорный вопрос? Возможно. Но вправе ли мы уповать только на благоразумие лихачей?
Никто не предлагает отнимать права у водителя, который один раз повернул не там, где положено. Надо говорить о систематических и грубых нарушениях. Есть за рулем люди, которые в принципе не признают правила движения. Знаки, дорожная разметка, ремень безопасности - все это не для них. Лишь с недавних пор наши автомобилисты стали нехотя тормозить перед "зеброй", и этот переворот сознания совпал все-таки с повышением штрафов.
Многие автомобилисты справедливо указывают на отдельную категорию людей, которые считают, что им все позволено. Зачастую именно такие особы создают погоду на дороге. Например, весной в Зейском районе Амурской области пьяный помощник прокурора выехал на встречную полосу и врезался в машину "скорой помощи", которая везла из поселка Юбилейный 11-месячную пациентку. При лобовом столкновении погибла 50-летняя фельдшер Лидия Соколюк, а маленькая пациентка и водитель "таблетки" получили серьезные увечья.
Прокурор после катастрофы был уволен. Но привычка чувствовать себя царем на дороге у многих осталась.
Александр Кабаков, писатель и автолюбитель с большим опытом:
- Законом определено, что не каждый человек может владеть огнестрельным оружием, то же самое должно быть и с травматическим - в руках идиота оно ничуть не менее опасно. На дороге конфликт разгорается гораздо быстрее и сильнее, чем в повседневной жизни. Нервы человека за рулем и без того напряжены, а в Москве, в нечеловеческих пробках, бок о бок с теми, кто постоянно норовит нарушить, подрезать, проскочить, люди просто звереют. К сожалению, в современной жизни зверства присущи не только тем, кто на колесах. Постоянный стресс вкупе с чувством вседозволенности и безнаказанности быстро превращает людей в отморозков.