Минувшую неделю Владимир Путин завершил в Сочи, где высказался на тему отмены американских планов по размещению ПРО и заметил, что будет здорово, если азиатский леопард станет "нашим олимпийским символом".
Российский премьер традиционно поучаствовал в работе Восьмого международного инвестиционного форума в Сочи. Там Владимир Путин объявил: в ближайшее время правительство сформирует стратегию выхода из кризиса и посткризисного развития. В частности, власти намерены усовершенствовать работу банковского сектора и фондового рынка, чтобы в стране наконец появились "длинные" деньги. "Мне бы этого очень хотелось, и правительство ставит перед собой такую задачу, чтобы в ближайшие несколько лет в нашей банковской системе ставка по кредитам составляла где-то процентов шесть, - пояснил Путин и обратился к Герману Грефу. - Пойдет?" Глава Сбербанка кивнул. Впрочем, премьер заявил, что такая кредитная ставка будет возможной, только если российским властям удастся снизить инфляцию.
Путин также заметил, что с наступлением экономического кризиса Россия не вернулась к прежней модели валютного регулирования и не сделает этого в будущем. "В этих условиях вполне естественно было бы для правительства принять решение об ограничении оборота валюты. Мы сознательно пошли на такие значительные потери золотовалютных резервов, свыше 100 миллиардов долларов - именно для того, чтобы все участника рынка поняли: в России возврата к прежнему регулированию не будет". По мнению премьера, наша страна останется рыночной либеральной экономикой, и все инвесторы должны понимать это.
Для американской экономики у Путина тоже нашлось несколько слов: США не проиграют, а напротив, выиграют в будущем от создания нескольких мировых резервных валют. Кроме того, отказ Штатов от размещения ПРО в Европе российский премьер назвал "правильным, смелым решением, наводящим на хорошие мысли". Правда, Владимир Путин рассчитывает, что за этим отказом "последует полная отмена всех ограничений на сотрудничество с Россией и на передачу в Россию высоких технологий, активизация по расширению ВТО за счет России, Белоруссии и Казахстана".
Закончив любезное общение с инвесторами, российский премьер отправился на стенды субъектов РФ, собранных под крышей одного огромного павильона. Зрелище походило на ВДНХ: каждая республика и край и каждая область считали своим долгом поразить присутствующих размахом собственных культур и экономик на пространстве в несколько квадратных метров. Путина заинтересовал самый зрелищный гостиничный комплекс - апарт-отель "Факел". Да, макет гостиницы и правда спиралеобразно возвышался над Черным морем (в строительстве применят технологию насыпных островов), и как бы собирал раскиданные постройки курорта воедино, но было одно "но"... "Факел!" - акцентированно произнес Путин: его, похоже, смутило название отеля, которое англоязычный мир из-за фонетического совпадения может счесть ругательным.
А на стенде Сбербанка премьеру пришлось просить кредита, узнавая тонкости системы электронного опроса перед выдачей займа. Руководитель банка Герман Греф подвел гостя к так называемому голографическому кубу, в глубинах которого должен был появиться виртуальный менеджер.
- Что вас интересует? - на всякий случай поинтересовался Греф у Путина.
- Деньги, - ответил премьер.
И тут случилось непредвиденное: виртуальная девушка, до того говорившая с высокопоставленным заемщиком приветливым голосом, замолчала. Система вырубилась.
- Маленькая проблема, денег нет, - извиняясь, проговорил Греф и чуть позже мягко отчитал подчиненных.
Экспозиция Ростовской области, всегда славившаяся своей оригинальностью на сочинских форумах, на этот раз представляла из себя лавку Чехова в Таганроге. Некий пример малого бизнеса в России, правда, той, царской. Русский писатель с удовольствием рассказывал, что кризис закончится так же, как и начался, - неожиданно. И что Ростовская область выйдет из кризиса первой - на чем основана такая убежденность, не уточнялось.
В минувшую пятницу начал работу первый в России центр разведения и реабилитации хищников для последующего выпуска в природу. Отечественные ученые решили начать с переднеазиатских леопардов, которых в Закавказье насчитывается всего 15-20 особей. Свою лепту внес президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов - он подарил российскому премьеру двух самцов леопарда.
Научный руководитель проекта Анатолий Кудактин заверил "РГ", что звери неопасны, если к ним не приближаться менее чем на 6-7 метров. "Они должны бояться человека. Нам нужны дикие звери, а не домашние", - рассказал профессор, заметив к этому, что животным вошьют чип для наблюдения за их перемещениями после выпуска из вольера. Кстати, в этом же заповеднике построили и вольер для парнокопытных.
Владимир Путин с делегацией подошел к двум мини-клеткам, где сидели леопарды, и поднял заслонки. Однако звери не сразу выскочили в вольер. Испугавшись такого наплыва посетителей, один из леопардов бросился на премьера, затем огрызнулся, забился в угол и только потом выбежал в вольер. "Мы друг друга поняли", - сказал Путин журналистам.
На вопрос корреспондента "РГ" глава правительства сказал, что будет хорошо, если леопард станет "нашим олимпийским символом и символом возрождения дикой природы". "Но окончательное решение будут принимать граждане, мы спросим у них", - говорил премьер, пообещав провести всероссийский опрос. "Леопарды - это было бы красиво, при всем уважении к дельфинам на лыжах", - заметил "РГ" министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев.