21.09.2009 23:04
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Разыгранное шоу лишь углубило пропасть между Орбакайте и Байсаровым

    Помимо многосерийной разборки в семье Аллы Пугачевой, на телевидении можно было увидеть еще много чего любопытного: завершился сериал "Пелагия и белый бульдог", страна отметила юбилей Владимира Меньшова, повидалась с Кашпировским и узнала, что Ленин на самом деле не Владимир Ильич, а Владимир Иванович. И это не все, что узнала страна. Но сначала все-таки о ток-шоу с участием Аллы Пугачевой и ее дочки Кристины Орбакайте, которого ждали телезрители уже не первую неделю. И дождались.

    Мальчик Кай и мама

    Анна Каренина

    Хотелось бы отделить реальную драму людей из телевизора от того шоу, которое по ее мотивам сочинил Андрей Малахов. Но это непросто. И даже, кажется, что невозможно. Сразу возникли литературные ассоциации. Первую подсказала сама Кристина Орбакайте; она назвала похищенного у нее ребенка Каем. Имелась в виду андерсеновская "Снежная королева". Мальчик Кай-Дени с отмороженным сердцем вдали от мамы складывает из льдинок слово "вечность".

    А мне пришел на ум другой литературный сюжет об отнятом ребенке - "Анна Каренина".

    В студии "Пусть говорят" сюжеты соединились: Дени довольный своим положением, Кристина, переживающая разлуку.

    ...Ожидаемое шоу разыгралось в пятницу. О нем вовремя предупредил Интернет. Его проанонсировал Первый канал. Более того, канал слегка передернул сетку вечернего прайма и не пожалел без малого двух часов на программу Андрея Малахова "Пусть говорят", где и состоялось сенсационное шоу.

    ...Алла Пугачева и Кристина Орбакайте прибыли на передачу в черном с большими белыми нитками бижутерии. Андрей Малахов встречал их в белых штанах. Он тут же "взорлил" от переполнившего его сознание чувства историчности момента. Голос дрожал, мысли путались, нужные слова не сразу отыскивались, и с падежами ведущий не всегда управлялся.

    Тем не менее все шло по плану. Сначала мама Кристина и бабушка Алла поведали об обстоятельствах разлуки с сыном и внуком. Затем последовал рассказ об отягчающем обстоятельстве - об избиении бывшим мужем Кристины и о ее сломанном носе. К этому была прибавлена история, как всенародно известная певица поспособствовала восхождению избранника дочери из грязи в князи. И вот как "князь" ее отблагодарил...

    Далее в дело встряла член Госдумы; она объяснила, что наше законодательство не настолько совершенно, чтобы разрешить эту ситуацию. Были заслушаны свидетельства друзей и коллег Кристины, доктора Рошаля, учительницы Дени по музыке, одной из двух его нянь. Было дадено слово и дедушке мальчика со стороны матери. В довершение всего высказались за его скорейшее возвращение к маме детишки, с которыми он до этого дружил.

    Из хора участников выбился журналист Андрей Колесников, который выразил сожаление по поводу отсутствия на передаче противоположной стороны и ее версии тяжбы. Но именно он, между прочим, заметил, что прозвучавшие на программе резкие суждения не поспособствуют примирению сторон.

    А я бы и больше сказал: само шоу, поставленное и разыгранное под флагом примирения двух равно уважаемых семейств, лишь углубило пропасть между ними. И, боюсь, сделало в глазах телезрителей оба семейства равно неуважаемыми.

    Чему оно поспособствовало, так это высокому рейтингу самого шоу. Не внакладе, полагаю, останутся адвокаты враждующих сторон. Им-то чем дольше, тем больше. Да и для желтых СМИ этот скандал - дорогой подарок... Они-то, пожалуй, более всего и заинтересованы в его нескончаемом продолжении. Для них это хорошо продаваемая мыльная опера. Да вот в чем проблема: для занятых в ней "актеров" - это все-таки реальная драма.

    Сердце матери

    не ошиблось

    Коллизия осложняется тем психологическим обстоятельством, что люди, находящиеся на ПМЖ в телевизоре, не воспринимаются как люди из плоти и крови. Поэтому, когда их настигает какая-то житейская драма, то им и веришь, и не веришь.

    Есть мнение, что люди, много облучаемые телекамерами, - не совсем люди. То есть либо уже не люди, либо еще не люди. Они подданные Снежной королевы.

    В этом отношении как раз наибольшую тревогу, пожалуй, вызывает мальчик Дени. Сердце матери не ошиблось: он - Кай.

    Стоит обратить внимание, как непринужденно он себя чувствует перед многочисленными теле- и фотокамерами на пресс-конференции, кадры из которой были не раз воспроизведены на шоу. В кадрах из семейного архива Орбакайте видно, что он с младенчества сроднился с микрофоном, что всеобщее восхищение - это его питательная среда. Он уже тогда чувствовал себя актером, пользовавшимся успехом в семейном окружении. А тут - такая сцена.

    Это мама Кристина увидела по телевизору в своем ребенке Кая, а бабушка Алла Борисовна разглядела в нем актера. Даром что ли она тут же и отдала должное лицедейским способностям своего внука.

    Зря на передаче говорили, что мальчик чувствовал на цитировавшейся пресс-конференции себя скованным, зомбированным. Зря говорили что-то про его руки. Как раз руки "говорили" о том, что он вошел в роль. Что он "словил кайф", став центром всеобщего внимания, осознав себя "человеком из телевизора". Это магическое чувство он никогда уже не забудет и будет жаждать испытать его снова и снова. А привычка к известности своей известностью может легко стать его второй натурой. И тогда папа с мамой и с бабушкой, берегитесь. Сегодня он объект манипулирования; завтра вполне сможет стать его субъектом.

    ***

    Сказки о золотых мальчиках - довольно пессимистические сказки. Я лично предпочитаю истории о золушках и гадких утенках.

    Их отзвуки можно было услышать в сериале Юрия Мороза и Бориса Акунина про монашенку Пелагию, сумевшую продемонстрировать недюжинные дарования на детективном поприще.

    Сам сериал оказался не слишком захватывающим зрелищем, несмотря на прозрачные отсылки на Агату Кристи, Александра Островского и Федора Достоевского, но, что явилось сегодня приятной неожиданностью, так это культурный уровень картины. И с точки зрения впечатляющего актер-

    ского состава - Полина Кутепова, Александр Сирин, Дарья Мороз, Александр Феклистов - и по части изобразительной тщательности. На фоне прочего сериального продукта "Пелагия" - триумф художественности.

    Но, если говорить о других отзвуках мотивов "Гадкого Утенка", то явственнее всего они были услышаны в том, что было рассказано о творческой биографии режиссера и актера Владимира Меньшова.

    У него был юбилей. В центре всех рассказов о мастере вольно или невольно оказывалась история про то, как недружелюбно была встречена коллегами и критиками его "Москва слезам не верит". Словно гадкий утенок.

    И каким прекрасным лебедем обернулся юбиляр с поверившим слезам дядюшкой Оскаром в руках.

    Поделиться