Николай Бойцов: Пора воссоздавать научно-технологические структуры, работающие под конкретный спрос

Август в очередной раз показал: износ основных производственных фондов достиг критических отметок. Сегодня правительством предпринимаются меры, в частности, по облегчению условий импорта промышленного оборудования и смежной продукции, необходимых для ускоренного развития машиностроения. Но достаточно ли этих мер?

На этот вопрос взялся ответить Николай Бойцов, эксперт Союза машиностроителей России, кандидат технических наук.

- В последние годы правительство РФ часто "обнуляет" пошлины на импорт современного оборудования или субсидирует его прямые, но, зачастую, бессистемные закупки. Износ же основных производственных фондов, и без того "сверхвысокий", растет. Влияют ли на ситуацию нынешние закупки оборудования? Может ли только бизнес решать эти проблемы?

- Да, правительство стимулирует обновление основных фондов предприятий, в том числе за счет импорта. В связи с появлением свободных средств у предприятий и относительной доступностью кредитов, в основном на зарубежных финансовых рынках, большие деньги вкладывались в техническое перевооружение. Но отрасли производства средств производства, в их современном понимании, в РФ сегодня - в лучшем случае, на плаву. А отраслевые НИИ и опытные производства ныне работают на треть прежней мощности. Поэтому закупки технологий и оборудования, не имея отечественной альтернативы, идут в основном по импорту, но, как правило, без привязки к существующей на конкретном предприятии технологической истории и традиции.

Это приводит, в лучшем случае, к неполной загрузке дорогостоящего оборудования, а в худшем - оно не вписывается в существующую технологию, не работает или "гонит" брак. Примеров тому немало и в сельхозмашиностроении, на ряде предприятий которого импортное оборудование, включая даже робототехнику, мешает производительной работе.

Потому что, опять-таки, не вписывается в действующую технологию или неправильно смонтировано.

А бизнес, без прямой или косвенной, но целенаправленной поддержки со стороны государства (имеющей место в развитых и многих развивающихся странах), сам не в состоянии в короткие сроки решить такие проблемы. И главная здесь причина, на мой взгляд, - дефицит современных кадров. А готовятся они десятилетиями...

- Каково ваше мнение о возможностях производства необходимого оборудования в России? Это актуально прежде всего потому, что, по имеющимся данным, большинство зарубежных партнеров российских предприятий и российского бизнеса специально завышают цены на поставляемое ими оборудование, которое, вдобавок, часто не отвечает контрактным условиям. Чтобы превратить нынешнюю зависимость РФ от высокотехнологичного импорта в зависимость бессрочную...

- Лет двадцать назад промышленность страны была в основном самодостаточной. Но нельзя замыкаться внутри страны или отрасли. А такой стране, как Россия, уже по географическим причинам нельзя "подсаживаться на иглу" импорта оборудования: это прямая угроза технологической безопасности.

Вот пример: известно стратегическое значение нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Сроки сдачи проекта были были скорректированы, в том числе из-за срыва графиков поставки комплектующих. Поэтому было поручено срочно ввести в действие завод по выпуску высоковольтных стальных

опор ЛЭП для этого нефтепровода. Но практически все деньги ушли под поставки импортного оборудования по непонятным ценам. Прошло два года, оборудование, хотя и поступило, но не в полном комплекте. Таких примеров немало.

Однако первые шаги бизнес уже сделал в производстве современного отечественного оборудования: наши компании уже выпускают электронные системы управления, пневматику, гидравлику и т.п. Но для производства более сложного машиностроительного оборудования потребуются целевая государственная поддержка и более длительные сроки, как это имело и имеет место, например, в Китае, новых индустриальных странах (Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Сингапур). И, как показывает их же опыт, - в рамках, например, сотрудничества с бизнесом на базе государственно-частного партнерства.

- Что можно сказать о нынешнем состоянии и перспективах кадрово-технологического обеспечения крупных российских промышленных проектов, в сфере тяжелого машиностроения? Насколько это обеспечение отлично, к примеру, от китайского, от развитых "западных" стран, и могли бы мы использовать их опыт?

- Нынешнее состояние - мягко говоря, неблагоприятное, и это касается не только крупных российских проектов. Примеры России да и других стран, показывают, что соответствующие программы успешно реализуются только при квалифицированном и системном государственном регулировании.

Технологическое же отставание российской промышленности, по некоторым данным, измеряется более чем в 10 лет. А средний возраст инженеров и квалифицированных рабочих в промышленности у нас сегодня превышает 50 лет. В отличие от других стран, где этот возраст - не выше 35 лет.

По-моему, пора воссоздавать научно-технологические структуры, работающие под конкретный спрос и на перспективу, а не под отчеты "для галочки". Именно такие структуры давно и успешно работают, скажем, в том же Китае.