Новости

22.09.2009 00:40
Рубрика: Экономика

Чтобы крыша не текла

Жильцов могут уравнять с бизнесом в госзаказе на коммуналку

Московская торгово-промышленная палата начала цикл семинаров по вопросам ЖКХ.

Первый из них - "Практика размещения государственного и муниципального заказа в сфере ЖКХ в новых условиях" - был посвящен поиску путей повышения эффективности участия предпринимателей в конкурсах и аукционах, проводимых государственными и муниципальными заказчиками.

За три года общая экономия бюджетных средств по средствам госзакупок достигла почти 490 миллиардов рублей. Преимуществом госзаказа в ЖКХ является то, что законодательство устанавливает закрытый перечень случаев, когда можно заключать контракт с единственным поставщиком (газо-, водо- и энергоснабжающими организациями), в то время как в остальных ситуациях госзаказ может получить любая организация, предложившая минимальную цену. К сожалению, исключительное положение не спасает коммунальную сферу от проблем, связанных с ценообразованием и качеством управления госконтрактами.

После введения в 2006 году федерального закона о госзакупках, исключившего требование квалификационного отбора, у участников тендера появилась лазейка для ценового сговора и демпинга. И если в первом случае снижение цены не превышает одного процента, то во втором "скидка" может достигать 60-70 процентов, что в отдельных случаях оказывается даже ниже себестоимости. Понятно, что при ремонте здания такая "экономия" выйдет боком: вместо полноценного ремонта кровли, например, можно получить только заплатку, а крыша как текла, так и течет. "К сожалению, сегодня в рамках аукционов защиты от подобной практики нет", - констатирует первый замруководителя департамента ЖКХ и благоустройства Москвы Михаил Рыбальченко.

Особенно остро эта проблема стоит для тех домов, которые попали в программу по капитальному ремонту. На федеральном уровне средства на эти цели выделяются через Фонд содействия реформированию ЖКХ. Напомним, что одним из обязательных условий участия в программе является создание жильцами товарищества собственников жилья. Там, где деньги перечисляются непосредственно на счет ТСЖ, сами жильцы получают право выбирать ремонтную фирму. Несколько иная ситуация в домах, находящихся в ведении управляющей компании, которая в этом случае и является заказчиком работ. Именно при таком раскладе происходит большинство нарушений. Жильцы домов, не участвующих в ТСЖ, не раз обращались в столичный департамент ЖКХ и благоустройства с просьбой уравнять их в госзаказе на коммуналку с бизнесом. Однако пока существующие правила госзакупок не позволяют чиновникам дать положительный ответ. Тем не менее представители Федеральной антимонопольной службы, присутствовавшие на семинаре, заявляют, что готовы выслушать все предложения по изменению законодательства и при необходимости пойти на правку закона.

Пока же недостатки законодательства представители городских властей предлагают минимизировать посредством качественного управления госконтрактом. Михаил Рыбальченко видит по крайней мере два пути решения проблемы. "Нужно еще на предварительном этапе проводить более жесткий отбор или же уже после окончания аукциона перепроверять оправданность заявленных расценок", - говорит первый замруководителя столичного департамента ЖКХ и благоустройства. Кроме того, в целях сокращения коррупционных рисков целесообразен скорейший переход к практике проведения конкурсов в электронной форме, что снижает вероятность сговора и незаконного лоббизма.

Заметим, что сегодня в Москве электронные торги в сфере ЖКХ фактически не проводятся. Но, напоминает замначальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС Татьяна Демидова, уже со следующего года институт электронных торгов станет обязательным для всех сторон госзакупок. Система госзаказа от этого должна стать гораздо чище.

Экономика ЖКХ Госзаказ
Добавьте RG.RU 
в избранные источники