Москва слезам не верит. А мы поверили, когда в редакцию "Российской газеты" пришли высокие, красивые, обаятельные экс-тренер женского баскетбольного ЦСКА, а ныне спортивный агент Варда Тамулянис и форвард армейского клуба Анна Петракова.
Девушки были лаконичны: "Помогите спасти команду!"
Вспомните, как год назад СМИ сообщили сенсационную новость о том, что самый титулованный клуб в нашем женском баскетболе - ЦСКА будет расформирован. Это звучало как приговор, поскольку руководство клуба честно призналось, что не может решить вопросы с финансированием. Тогда, в ноябре 2008 года, чудо случилось - спортивному директору "красно-синих" Игорю Грудину удалось найти спонсора. И команда, несмотря на потери в составе, тяжелый микроклимат, сумела войти в число призеров чемпионата России.
В этом году ситуация повторилась. На прошлой неделе на официальном сайте ЖБК ЦСКА появилась следующая информация: "Мы подтверждаем, что клуб находится в тяжелой финансовой ситуации. На данный момент недостаточно источников финансирования из-за проблем, испытываемых генеральным спонсором в условиях глобального финансового кризиса, но пока преждевременно говорить о том, что команда полностью прекратила свое существование. Администрация клуба рассматривает всевозможные варианты партнерства с единственной целью - сохранить команду".
Что же произошло на самом деле? Сумеем ли мы сохранить столичный клуб в женской Суперлиге? Ответы на эти вопросы мы получили из первых рук.
Всем спасибо - все свободны!
Российская газета: Девушки, а ведь ровно год назад ЦСКА уже спасали...
Анна Петракова: Да, я прекрасно помню ту историю. И хоть в прошлом году я пришла в команду ЦСКА уже после всех скандальных событий, но слышала, что практически никто из команды не верил в спасение. По большому счету, лишь связи спортивного директора клуба Игоря Грудина помогли найти новых партнеров, которые неожиданно для всех пришли и возродили команду. После этого казалось, что дальше проблем не будет. Ну разве можно представить, чтобы столичная команда в женской Суперлиге, сердце Москвы, оказалась вне игры?! Мой папа 15 лет играл в составе ЦСКА, был президентом клуба и для него, как и для многих тысяч людей, название нашей команды не пустой звук.
Варда Тамулянис: Я, как и Анна, была в армейском клубе человеком новым, но понимала, что нельзя потерять такой клуб, если хотите - бренд, известный на весь мир. Для нас, спортсменов и тренеров, та ситуация была явлением того самого кризиса, о котором только слышали, но никто не видел. А мы с ним познакомились лично. Хорошо, что нашлись люди с деньгами, которые вложили средства. Но у меня до сих пор есть ощущение, что им не хватило поддержки. В современных экономических условиях вкладывать и не получать ничего взамен, наверное, накладно...
РГ: И все же, новость о том, что вы снова на грани банкротства прозвучала как гром среди ясного неба. Как все происходило?
Петракова: Проблемы начались несколько недель назад, когда у некоторых девчонок начались странности с квартирами. На вопрос, где нам жить, им сказали - ждите. С 1 сентября мы честно ждали и терпеливо тренировались. Никакой напряженности в команде не было, мы понимали, что в нынешних условиях возможны какие-то проблемы. Но ведь нам обещали их решить, значит, и голова не болела. Но на той неделе на одну из тренировок пришел наш спонсор - глава строительной фирмы и заявил следующее:"Девушки, я улетаю в командировку, и еще у меня для вас очень плохая новость - ищите себе работу". Можете себе представить реакцию? Мы были в шоке, в слезах. Куда нам теперь деваться, когда все клубы уже укомплектованы, бюджеты сверстаны...
Тамулянис: Я подозревала, что происходит что-то странное и нехорошее. Дело в том, что сейчас я являюсь агентом многих игроков - Людмилы Саповой, Екатерины Лисиной, Эдвиж Лоусон. Накануне сезона, общаясь с генеральным директором ЦСКА, отчетливо поняла, что он что-то скрывает, поскольку не может решить большинство из вопросов. Например, не смог дать никаких гарантий по контрактам баскетболисток! Сказал лишь сквозь зубы:"Подождите, мы скоро ответим". Ответили... Уверена, что так нельзя было поступать, тем более перед стартом сезона. В итоге мировые звезды оказались чуть ли не на улице!
РГ: Анна, в одном из интервью вы сказали, что легионерам ЦСКА, в частности американке Бэкки Хэммон, так до сих пор ничего о сложившейся ситуации не известно. Это правда?
Петракова: Я написала ей и другим девочкам письма по электронной почте. Жду ответа...
Тамулянис: Мне позвонила Кэтти Даглас, которая в прошлом сезоне была одним из лидеров ЦСКА, а сейчас, в межсезонье, играет в женской НБА. Так вот, в телефонной беседе со мной она призналась, что после таких новостей не может сконцентрироваться на баскетболе! Спрашивает - что ей делать? К слову, ей никто из руководства не удосужился позвонить и сообщить что с командой происходит катастрофа.
РГ: А Игорь Грудин в курсе?
Тамулянис: Мы не общались, но думаю, что мимо него эта информация пройти не могла. Другое дело, что сейчас Грудин находится за границей после операции... Мы не хотим звонить и тревожить уважаемого человека.
РГ: Во время разговора со спонсором вам предложили искать новое место работы, но неужели не оставили никакой надежды на спасение?
Петракова: Этого нам не уточнили. Посоветовали либо самим найти нового партнера, либо менять команду... Но нормальный контракт заключается не за один день! На переговоры, бумажную волокиту уходит до двух месяцев. Скажем, я планировала свое будущее в апреле-мае. У меня есть молодой человек, машина, квартира, жизнь устроена и налажена именно в Москве. И, что, я должна сейчас все бросить и ехать "на заработки"?
Тамулянис: Аня сказала страшную вещь. Игрокам предложили самим искать спонсоров! И до сих пор я не вижу, чтобы верхушка ЖБК ЦСКА предпринимала какие-то попытки спасти клуб. Мы с девочками и несколькими людьми из административного персонала команды сами пишем письма куда только возможно, ищем выходы.
РГ: Варианта, я так понимаю всего два: либо поодиночке переезжать в другие города и команды, либо найти человека, который вложит деньги в ЦСКА. Но где гарантия, что через год мы снова не вернемся к данному разговору?
Тамулянис: Я очень хочу помочь девчонкам, клубу, который является визитной баскетбольной карточкой нашей страны на мировой арене. Именно поэтому мы уверены, что за нас должны попросить на самом верху. Мы знаем, что президент и премьер - это люди, которые переживают за страну, за российский спорт. В конце концов есть правительство, в котором тоже много способных нам помочь! Нам сложно достучаться до верхних эшелонов, поэтому мы верим что принимающие решения прочитают это интервью и помогут найти партнеров, которые придут надолго.
Петракова: Знаю, что в мужском ЦСКА тоже были непростые времена: и с вопросами призыва в армию, и уходом ряда игроков, и с сокращением финансирования. Но при этом команда останется флагманом нашего баскетбола, без которой невозможно представить этот вид спорта в нашей стране. Этот клуб - пример для многих миллионов мальчишек. Чем не национальный проект, который требует не таких уж больших вложений! Мы не хуже.
Плакать? Нет времени!
РГ: Премьер-министр РФ Владимир Путин нашел для футбольной "Томи" нескольких спонсоров и смог спасти клуб от краха. Верите, что тоже окажитесь за одним столом с премьером?
Тамулянис: Может, это и наивно, но мы об этом мечтаем. И если даже ничего не получится, по крайней мере, нам себя не в чем будет упрекнуть - мы делали для спасения ЦСКА все, что в наших женских силах.
Петракова: И даже чуть больше!
РГ: При этом находите в себе силы улыбаться!
Тамулянис: На слезы нет времени.
Петракова: Думаю, что мы в состоянии постоять за себя и за честь клуба, а плакать будем потом. От счастья!
РГ: Сколько у вас реально осталось времени, чтобы успеть спастись и заявить команду в Суперлигу?
Тамулянис: Я не помню точно. Кажется, речь идет о последних числах сентября. Но пока ни лицензий, ни других бумаг никто не оформлял...
Петракова: Да, мы нигде еще не заявлены... Надеемся получить хотя бы какой-нибудь ответ от руководства Федерации баскетбола, которое в полном составе было в Польше на мужском чемпионате Европы.
РГ: Время пока играет против вас...
Петракова: Именно поэтому чем быстрее мы решим проблемы, тем больше игроков сохраним. В остальном-то у нас нет проблем - есть где играть, тренироваться, осталось только поддержать и сохранить то, что имеем.
РГ: А что соперники? Не сбежались на "распродажу"?
Тамулянис: У всех кризис. И такой возможности, что, сформировав команду, можно прикупить еще пару-тройку "звезд", уже нет ни у кого.
Петракова: Люди прямо мне говорят, что не могут потянуть даже ту сумму, которая у меня была в ЦСКА. В лучшем случае можно устроиться за половину цены...
РГ: Олимпийская чемпионка Барселоны-1992 Елена Баранова, отдавшая "красно-синим" пять лучших лет своей карьеры критиковала решение о переезде команды из Самары в Москву.
Тамулянис: И по-своему она права. В Самаре все девочки были настоящими звездами! Дворец спорта всегда забит, их узнавали, носили на руках. А в Москве? Происходит столько событий, и не только спортивных, что на женский баскетбол просто не идут. Как сказал один знакомый: "Домашние матчи ЦСКА напоминают похороны - в зале одни родственники"...
Петракова: И все-таки у нас есть болельщики. Вы не представляете, сколько писем я получила за последние несколько дней! Они готовы чуть ли не митинг провести! А среди них разные люди - те, кто "болеет" по 30-40 лет, и совсем молодые.
Раздеваться до гола необязательно
РГ: В СМИ пошла информация, что бизнесмен Прохоров намерен вложить деньги в клуб НБА "Нью-Джерси". Обидно, что наши олигархи не тратятся на своих?
Петракова: В бизнесе, как и в спорте, человек должен двигаться вперед. Тот же Прохоров поступает совершенно верно, поскольку рассчитывает, вложив деньги, в итоге получить прибыль. В США это возможно, у нас, наверное, пока нет. Но я уверена, что и в России есть люди, которые могут рискнуть!
Тамулянис: Я жила в Америке и совершенно согласна, что там спорт - это серьезный бизнес. У нас играют мировые звезды, а на них никто не ходит. В США мигом раскупается атрибутика, выстраиваются длинные очереди на автограф-сессии, люди платят деньги за одну возможность увидеть кумиров. А у нас на живую Бэкки Хэммон никто внимания не обращает! Грустно очень, хотя можно вложить деньги и при правильной программе "раскрутить" вид спорта.
РГ: Например, раздеться перед камерами? Многие спортсменки даже командами участвовали в съемках для мужских журналов. А вы что насчет такого гламура думаете?
Тамулянис: У нас в команде одни красавицы. Тут можно обойтись и без обнаженки. Они умны, талантливы и могут заняться и благотворительностью, и выступать в ток-шоу, в рекламных акциях. А сессия в журнале все-таки банально.
Петракова: А я считаю, что нам надо хотя бы модернизировать игровую форму и уже будет эффект. В прошлом году мы играли в форме мужского ЦСКА, приходилось подворачивать майки, шорты. Конечно, над этим можно поработать и раздеваться догола необязательно. Сейчас важно спастись, а потом уже думать о красоте!
Досье "РГ"
ЦСКА является трехкратным чемпионом СССР (1983, 1985, 1989), обладателем Кубка СССР (1978), трехкратным обладателем Кубка Лилианы Ронкетти (1985, 1989, 1997), девятикратным чемпионом России (1992-1997, 2004-2006), обладателем Кубка мира-2003, четырехкратным обладателем Кубка России (2004, 2006, 2007, 2008), трехкратным чемпионом Мировой лиги (2004, 2005, 2007), чемпионом Евролиги-2005.
Сергей Чернов, президент РОссийской федерации баскетбола:
- Во вторник вместе с Попечительским советом будем разбираться, что там произошло на самом деле. Насколько я понимаю, люди которые спонсировали клуб, являлись представителями одной из ветвей крупной российской компании. И вроде бы у них все было в порядке. Честно говоря, затрудняюсь ответить на вопрос, что у них случилось.
Российская газета: Сложно поверить, что деньги вдруг исчезли.
Сергей Чернов: Мне тоже не очень понятно. Сейчас будем разбираться.
РГ: То есть, возможно, здесь присутствует личностный момент?
Чернов: Понимаете, я только прилетел с чемпионата Европы из Польши и пока не до конца в курсе произошедшего. Видимо, все не так просто.