Сергей Пятенко: Почти все нынешнее поколение российских людей будет работать ради денег

Практика современного менеджмента в развитых странах насчитывает пару веков. История нового российского бизнеса раз в десять короче. Наш бизнес и менеджмент эволюционируют быстро, зачастую за пару лет формируя то, на что первопроходцам требовались десятилетия. Теоретические основы западного менеджмента сформулированы за последние лет сто. Они сконцентрированы в стандартных учебниках. Наиболее продвинутые российские руководители почти все это освоили. Но сейчас у них появляется несколько новых направлений для размышлений.

Первое. Осознание роли своего практического опыта. Современные западные труды по менеджменту, как правило, написаны на базе деятельности прослойки образованных людей в небольшой группе стран. Но и в развитых странах сосуществуют разные трудовые коллективы, где формируется свой эффективный менеджмент. Проиллюстрируем это так. В столице Швеции пишется труд по менеджменту. Из окна - вид на университет, офис крупной международной аудиторской компании и шведской мебельной фирмы. Реалии этих организаций - основа западного менеджмента.

Рядом - Стокгольмский порт. Припортовая жизнь не соответствует модным теориям управления. Там работает бригада африканских грузчиков, турецкие чистильщики обуви и команда продавцов-арабов, а в веселом заведении рядом - жизнерадостный коллектив тайских, китайских и украинских девушек. В этих организациях тоже осуществляется эффективный менеджмент ХХI в. Но он серьезно расходится с современными западными теориями. Такие ситуации в изобилии и в России.

Многие труды про менеджмент просто сбивают с толку российского руководителя-практика. Он нередко видит: его "совковую", "интеллигентно-разгильдяйскую" или просто пьющую рабочую силу нужно "дрессировать" в духе жестких методов периода становления капиталистической мануфактуры, которые и сегодня практикуются в развивающихся странах. Но ему предлагают или передовые шведско-швейцарские разработки о производственной идиллии немецких бюргеров, или трактаты с мудростью китайского полководца Сюнь-цзы (300 лет до нашей эры), или военного теоретика Клаузевица (это всего 200 лет назад). Все это помогает управлять в не нашей исторической эпохе. Однако жить нужно в свое время.

Второе. Практика - критерий истины. Обычная деловая литература или переводная, или написанная авторами, не имеющими реального бизнес-опыта. Переводная литература создается в иной культурологической среде для людей с иной ментальностью. Ограничена и прагматичность большинства трудов тех, кто никогда не был бизнес-менеджером и не управлял реальным российским "не профессорским" персоналом.

Все это начинает осознаваться отечественными практиками. Они уже понимают - им не хватает знаний, но при этом ощущают неприменимость к своему бизнесу многого из технологий современного западного или еще более далекого японо-китайского менеджмента. (Впрочем, пик популярности японского менеджмента уже явно позади, а китайского еще впереди.) Наша же литература мало опирается на российскую реальность. У бизнеса создается впечатление: на страницах книг идет своя жизнь, отличная от реальной. Но, доверяя своему опыту, полезно понять - бизнес развивается благодаря или вопреки вашему корпоративному менеджменту.

Третье. Формирование трудовой этики - процесс длительный. Наша рабочая сила разнообразна и сознание россиян быстро эволюционирует. Но процесс идет очень неравномерно. Кое-где представления об отношениях на производстве соответствуют западным 100-150-летней давности. В "интеллектуальных" бизнесах ситуация аналогична западной всего 30-40-летней давности. В итоге где-то может быть эффективно трудовое сотрудничество. А где-то необходима жесткая "дрессировка" рабочего класса, развращенного как отечественной историей, так и десятилетиями социалистического строительства. Поэтому любые рецепты не универсальны. Иногда использование элементов современного менеджмента оправданно, иногда - нет. Это как обучение сына культуре пития виски. (В 5 лет рано, в 25 поздно.) Важно понять: а) на каком этапе эволюции находится рабочая сила в конкретной компании, регионе или отрасли и б) что сейчас важнее: сотрудничество или наведение элементарного порядка.

Ошибки чреваты серьезными последствиями. Например, когда вы выбиваете дух "совка" и разгильдяйства, то важно не пропустить момент, когда использовать элементы сотрудничества. Иначе вы рискуете потерять ценные кадры. Наоборот, несвоевременность "демократичного" стиля управления, опора на сознательность, могут вести к деградации бизнеса, ибо персонал будет работать плохо. А кое-где просто воровать и пьянствовать.

Персоналу необходимо время, чтобы: а) "повзрослеть" и почувствовать бизнес-управление, б) посмотреть на проблемы управления с разных сторон.

Четвертое. Россиянам еще предстоит осознать наше реальное место в мире и необходимость больше трудиться. Россияне - народ смышленый, с широким кругозором и образованностью. Гораздо хуже у нас с дисциплиной, аккуратностью и трудолюбием. Общество еще не осознало: на нашей стадии развития 40-часовая рабочая неделя - приятное исключение, 28 дней отпуска - большая роскошь. Норма: 8-часовой рабочий день - с 8 утра до 8 вечера, два выходных - один зимой и другой летом. Остальные выходные - в отгулы, отгулы - к отпуску, отпуск - к пенсии, а пенсия - с 70 лет.

Пятое. Необходимость стандартизации. В любой области самые яркие таланты, как и организации, не освоившие базовых принципов культуры своей деятельности, быстро сгорают, оставляя лишь шлейф дыма. Россия и Запад приближаются к оптимальному менеджменту с разных сторон. Большую часть XX в. западный менеджмент был склонен к "универсальному догматизму". "Правильный" менеджер должен был действовать строго по учебнику. В России, наоборот, тяготели к таежному менеджменту "делового чутья" и недооценивали типовых методов решения проблем. Сейчас пошло сближение основ западного и нашего менеджмента. Запад под влиянием результатов нестандартных бизнесменов начал осознавать действенность иных, "живых" подходов. Россияне же стали понимать необходимость формирования стандартных процедур менеджмента.

Шестое. Кризис помог пониманию взаимосвязей между доходами, удовлетворением работой и реалиями жизни в стране, находящейся на 60-м месте по уровню развития. В 2000-е гг. рост зарплат породил изменение отношения к труду, в подражание малой части людей в небольшой группе развитых стран. Кое-где стало дурным тоном работать только ради денег. Захотелось работы интересной, личностно-развивающей и т.д. Но с тучными зарплатами и бонусами и с удивлением, если доход вырос меньше, чем в прошлом году. Кризис вернул на землю. Поиск смысла работы потерял смысл. Работа нужна, чтобы кормить семью, платить ипотеку и финансировать образование детей. Остальное - большая удача. Это нормальное ощущение цены денег и труда в среднеразвитой стране.

Объективная реальность: почти все нынешнее поколение российских людей будет работать ради денег. Такую страну нам оставили предыдущие поколения, веровавшие, что будут жить при коммунизме. Для иного массового трудоощущения нужны годы напряженной работы большинства россиян. За это мы и ответственны перед потомками.