21.09.2009 23:47
    Поделиться

    Тамбов теряет репутацию зеленого города и обаяние старины

    Генплан застройки Тамбова позволит избавиться от трущоб и сохранить парки

    После пяти лет работы над новым Генеральным планом застройки Тамбова начались публичные обсуждения его проекта.

    Первое прошло в городской Думе в июле, а теперь состоялись общегородские слушания. До этого красивые картинки были вывешены для ознакомления в учреждениях и на предприятиях. Замечания и предложения граждан, как утверждают местные власти, будут учтены при окончательном утверждении генплана гордумой.

    Строительство "по ситуации"

    Авторы генплана постоянно напоминают, что основное его назначение - территориальное планирование города по зонам. Вот - жилая, это - промышленная, а здесь - зеленая, в нее вход для застройщиков закрыт. Где конкретно будет стоять ларек, а где супермаркет - план не предусматривает. В нем представлены узловые объекты коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур, площади, бульвары. Город лишь делает предложения в рамках Генплана, а реализовывать градостроительный проект будет уже инвестор - исходя из размеров муниципального приданого и собственной выгоды.

    По словам главы Тамбова Алексея Ильина, прежний план образца 1986 года "актуален и сегодня, но есть концептуальные вещи, которые нуждаются в поправках". Изменения в градостроительные предначертания власти вносили постоянно, да и строительным компаниям было выгодно работать "по ситуации". Скажем, не суждено было сбыться благим намерениям отцов города застраивать исторический центр малоэтажными зданиями. Инвесторам всегда выгоднее осваивать свободные пятачки без обременения и возводить на них высотки, нежели терзаться социальной ответственностью.

    Вмешиваются в градостроительные процессы и идеологические соображения. Скажем, венчать многоэтажный Тамбов будет 107-метровая колокольня, которая строится в центре, в сквере у памятника Зое Космодемьянской. Местные власти подвели епархиальный новодел под идею "восстановления исторического облика города", хотя довод этот весьма шаток. Исходя из той же логики следовало бы убрать с Соборной площади монумент "Вечный огонь". В советское время его там разместили исключительно для того, чтобы "уесть" Кафедральный собор, переместив тем самым внимание горожан с религиозного культового сооружения на светское.

    Может быть, колокольня действительно украсит Тамбов и станет его доминантой, как парижская Эйфелева башня. Но граждан интересует механизм принятия решения о строительстве такого рода объектов. И выяснилось, что механизм этот неисправен. В начале августа прокуратура области на запрос одного из депутатов облдумы ответила: разрешения на строительство колокольни, наличие которой предусмотрено Градостроительным кодексом РФ, у Тамбовской епархии нет. Но "основания для принятия мер прокурорского реагирования отсутствуют".

    План - не догма

    Новый Генплан служит благородным целям: сделать город удобным для жителей и избавить его от "мрачного наследия царизма" - ветхих дореволюционных построек. Возводить жилье на месте трущоб будут индивидуальные застройщики. Но количество зданий, подлежащих сносу, значительно превышает финансовые возможности города и горожан. Поэтому и программу сноса тоже следует рассматривать скорее как протокол о намерениях.

    Дома собираются ставить и на территориях, занятых сейчас садами. Придется потесниться воинским частям и промышленным предприятиям, которые неэффективно используют свои площади. Более половины территории, предназначенной под жилищное строительство, займут высотки, менее трети - дома средней этажности и только 17 процентов придется под малоэтажную застройку.

    При этом власти обязательно столкнутся с протестами жильцов и собственников садов. В ходе таких постоянно возникающих конфликтов уже обозначилась закономерность. Когда возникает необходимость повысить тарифы на услуги ЖКХ или взвалить на жильцов плату за места общего пользования, чиновники не устают повторять: коль вы собственники, то и должны платить за все и сразу. Но когда те же самые собственники пытаются отстоять свою дворовую территорию, им напоминают, что они владеют только стенами в своих квартирах, а все остальное принадлежит муниципалитету.

    Такие посылы прослеживались и в процессе обсуждения Генплана. Глава города Алексей Ильин заявил, что план не догма - если надо, поправим. Между тем один из авторов проекта профессор Тамбовского госуниверситета архитектор Александр Куликов убежден: Генеральный план - закон для городских властей. Чей подход возьмет верх в ходе его реализации - догадаться не трудно.

    Гордиевы узлы

    Радикального решения транспортной проблемы пока не найдено. Генпланом предусмотрено создание объездной дороги, которая свяжет жилые и промышленные районы, а также сооружение под Центральным рынком тоннеля с подземными парковками. Но критики проекта замечают: если строительство элементарного подземного перехода на улице Советской превратилось в долгую и дорогостоящую стройку, откуда возьмутся средства на стометровый тоннель? Хотя все признают: реализация этой красивой идеи разрубила бы донельзя запутанный транспортный узел в центре города.

    Общественным транспортом город насыщен, но его качество сильно напоминает о временах, когда венгерский "Икарус" считался вершиной автопрома. Последние годы власти пытались наладить работу троллейбусного парка, предлагали различные схемы его обновления, но ничего из этого не получилось. Несмотря на свою экологичность и прочие достоинства, троллейбус экономически изживает себя. Себестоимость поездки в нем почти вдвое выше, чем в автобусе. Рогатые машины, путаясь в проводах, часто становятся причиной заторов, а троллейбусные электрические сети и опоры создают неудобства при озеленении, да и попросту портят архитектурный облик города.

    Тамбов теряет репутацию зеленого города и обаяние старины

    Этой осенью Тамбов должен получить 14 новых троллейбусов по программе поддержки отечественного автопрома. Городу они обойдутся в треть их стоимости, за остальное расплатится федеральный бюджет. Сделка выгодная, но не разумнее ли потратить деньги на демонтаж троллейбусных сетей, которые дышат на ладан, и ориентироваться на закупку современных европейских автобусов. С этой концепцией согласен и глава города Алексей Ильин. Но на практике городу придется поддержать отечественный автопром.

    Генпланом предусмотрено возрождение речного транспорта по реке Цне. Маломерные суда в границах Тамбова могли бы придать городу экзотики и в летнее время принести некоторый доход. Авторы проекта для транспортной разгрузки намерены использовать и железнодорожные пути, проходящие по городу. На слушаниях эту идею встретили как фантастический "прожект", но рациональное зерно в ней есть. Тамбов по двум маршрутам пересекают более 20 километров путей. Они практически не используются, и как раз для этих случаев отечественная промышленность наладила выпуск железнодорожных автобусов, которые могли бы курсировать по Тамбову. Городу остается купить подвижной состав и организовать график движения. Но кроме этого - договориться с собственниками подъездных путей, привести в порядок полотно, оборудовать остановки, "помирить" железнодорожные автобусы с обычным общественным транспортом.

    В штыки за танк

    Тамбов стремительно теряет репутацию зеленого города и обаяние старины. Под угрозой оказался даже парк в центре города, где планировалось построить торгово-развлекательный центр. Но то ли у инвесторов денег не оказалось, то ли власти одумались, от идеи вроде бы отказались. Парковую зону отдыха решено расширять за счет противоположного берега реки Цны и строительства там спортивных сооружений.

    Основные площади города исторически были привязаны к православным храмам, которые доминировали в облике Тамбова. С утратой церквей город терял и площади, и своеобразие. Одним из последних исчез Никольский храм. В 1949 году на площади, где он располагался, воздвигли постамент, на который водрузили легендарную "тридцатьчетверку" - получился памятник "Танк "Тамбовский колхозник".

    Генпланом предусматривался перенос его в более просторное место - в парк Победы. Но такое, в общем-то, разумное решение вызвало эмоциональные протесты горожан, и от него пришлось отказаться.
    Массовое сознание встречает в штыки любое градостроительное решение. Поэтому история с танком больше говорит о менталитете общества, нежели о праве граждан на собственное мнение. Например, архитектор Александр Куликов считает, что город потерял свою главную площадь. Но когда потерял и какую площадь? Ту, на которой стоит памятник Ленину, или исторически сложившуюся в начале ХХ века? Сегодня под дланью вождя проводятся и торжественные молебны, и массовые светские мероприятия. Соборная же площадь тесна даже для религиозных обрядов. Она занята внушительным монументом в память о погибших в годы Великой Отечественной войны, а поклоняться огню не в традициях православия. И уже в наше время на ней вопреки всякой архитектурной логике и здравому смыслу поставили гранитную глыбу с именами Героев Советского Союза и кавалеров орденов Славы. Такое диковатое сочетание памятников смущает отцов города и церковных батюшек, верующих горожан и эстетов. Остается утешаться тем, что все это нагромождение - тоже история. А здесь всегда дуют ветры перемен - от умеренного до сильного с ураганными порывами. И пока не поздно, еще можно сделать поправку на ветер. 

    Поделиться