21.09.2009 23:45
    Поделиться

    В Курской области резко выросли ставки налога на имущество граждан

    Резкое увеличение сумм, начисленных в этом году населению региона для уплаты налога на недвижимое имущество, породило поток гневных обращений в районные, областные и федеральные органы власти.

    Областная власть недавно обратилась к прессе с разъяснением ситуации и тех мер, которые она в спешном порядке предпринимает. Первый заместитель председателя правительства региона Александр Демин пересказал некоторые письма из почты администрации.

    В частности, у жителя Мантуровского района стоимость дома, по оценке БТИ, составляла в 2008 году 490,7 тысячи рублей. Налог на это имущество был равен 1491 рублю. В нынешнем году применен повышающий коэффициент, и тот же дом оценен в 694 тысячи. В итоге налоговая инспекция предъявила этому гражданину требование об уплате 13875 рублей. Аналогичный пример - из Фатежского района: сумма налога на домовладение общей стоимостью 800 тысяч рублей в 2008 году составляла 1200, а в нынешнем подскочила до 8 тысяч…

    Александр Демин согласился, что "люди обращаются правомерно". И продолжил:

    - Областная администрация проанализировала причины роста сумм налога в 2009 году и выяснила, что наибольшее увеличение произошло за счет двух основных факторов...

    На первое место зампред правительства поставил то, что органы местного самоуправления сельских поселений для имущества стоимостью свыше 500 тысяч рублей установили на этот год налоговую ставку в размере двух процентов вместо действовавшей ранее ставки в 0,3 процента. Федеральный закон для такого имущества допускает как раз такую "вилку". И, выходит, что в Курской области сразу прыгнули с минимума на максимум. Александр Демин пояснил: налог на имущество физических лиц полностью зачисляется в местные бюджеты, а сельсоветам "детей надо в школу возить и тратиться на другие социальные нужды".

    Максимальная ставка налога, как уточнила начальник отдела налогообложения физических лиц УФНС по Курской области Татьяна Дрокова, введена в 280 из 512 муниципальных образований. В оставшихся, судя по всему, в этом просто не было смысла - ввиду отсутствия дорогостоящего жилья.

    Ситуацию можно было спрогнозировать, когда разрабатывались местные бюджеты

    Понятно, что столь резкое повышение сумм налога коснулось не всех собственников. В некоторых районах под максимальную ставку угодили совсем немногие. Но в целом, по причине, не зависящей от курских властей, количество налогоплательщиков со стоимостью имущества свыше 500 тысяч рублей существенно выросло. Здесь сработал второй фактор, названный Александром Деминым в числе основных.

    Это - письмо Минфина РФ от 21 апреля 2008 года с разъяснением, как следует применять Закон РФ № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Он действует с 1991 года, однако Федеральная налоговая служба, по мнению министерства, много лет ошибалась в методике расчета налога на имущество дороже 500 тысяч рублей. Стоимость делилась на количество собственников, и налог исчислялся по каждой доле в отдельности. В итоге стоимость долей, как правило, выходила менее 500 тысяч, и, соответственно, применялась более низкая ставка. Между тем федеральный закон определяет объектом налогообложения инвентаризационную стоимость всего имущества, а не долю в праве собственности на него. То есть налогом нужно облагать все, а к уплате предъявлять собственникам сумму пропорционально их долям. Как следствие, под применение высоких ставок попадает гораздо больше налогоплательщиков.

    По уточненной методике в Курской области не только начислен налог за нынешний год, но и сделан перерасчет за 2008-й - на вполне законных основаниях. То есть налогоплательщикам предъявлены дополнительные суммы… Кроме того, при пересчете инвентаризационной стоимости имущества на 2009 год сработало применение коэффициента инфляции, увеличенного правительством Курской области (тоже в соответствии с федеральными нормами) до 39,6 к ценам 1991 года - с ростом к 2008 году на 16,8 процента…

    Понятно, что налогоплательщики, получив извещения налоговиков, схватились за головы. И власти уже принялись исправлять ситуацию.

    - Во-первых, главам муниципальных образований направлена рекомендация - уменьшить ставку налога на имущество стоимостью свыше 500 тысяч рублей. Вероятно, мы все-таки вернемся к той ставке, которая действовала ранее. Во-вторых, подготовлена законодательная инициатива в Госдуму о внесении изменений в федеральный закон 1991 года - с тем, чтобы исчисление налога велось все-таки от долей собственности, а не от суммарной стоимости имущества.

    Предполагается также, что представительные органы муниципальных образований, возвращаясь к более низкой ставке, введут ее в действие с 1 января 2009 года. То есть задним числом аннулируют максимальный двухпроцентный налог, будто его и не было. Но ведь 15 сентября граждане уже были обязаны внести половину предъявленной им суммы, а 15 ноября рассчитаться полностью. Как же быть?

    По словам Татьяны Дроковой, собственники должны уплатить налог на имущество в срок (иначе им будут начисляться пени и штрафы). Но в случае понижения ставки с 1 января 2009 года им произведут перерасчет и возврат из бюджетов переплаченных сумм - по письменным обращениям в налоговые органы. Всем, на кого распространяются льготы (пенсионеры, инвалиды первой и второй групп, "чернобыльцы", вольнонаемный состав органов внутренних дел и другие категории населения - перечень очень большой), рекомендуется представить подтверждающие их права документы. Для индивидуальных консультаций по всем неясным вопросам налоговики открыли "горячие линии", продлили режим работы и даже на выходные дни установили часы приема граждан. Все это, как сказала Татьяна Дрокова, "для удобства населения по выяснению вопросов в связи с предъявленной суммой налога на имущество физических лиц".

    "Удобство", конечно, колоссальное: с людей сначала соберут уже приговоренные к отмене суммы налога, а потом станут их раздавать обратно. По письменным заявлениям…

    Для большего успокоения местных налогоплательщиков зампред правительства Александр Демин подчеркнул, что создавшаяся ситуация - "не прихоть только руководства Курской области". Дескать, "у нас перерасчет налога на имущество сделан за два года, а, например, у белгородцев - за три!" Кивок на соседей, однако, оказался не очень корректным. В управлении ФНС по Белгородской области корреспонденту "РГ" пояснили: да, пересчитываем за три года, но открывать "горячие линии" по этому поводу не приходится, социального "пожара" нет, потому что никому и в голову не приходило поднимать ставку с минимума сразу на максимум. На имущество стоимостью свыше 500 тысяч рублей она по белгородским муниципальным образованиям различна. Но, например, применяемая кое-где ставка 0,6 процента выглядит на общем фоне как очень высокая.

    Можно допустить, что на Белгородчине бюджетная обеспеченность гораздо выше, а куряне оступились из-за дефицита средств. Но ситуацию можно было спрогнозировать еще в прошлом году, когда разрабатывались и принимались местные бюджеты и региональные чиновники отнюдь не были сторонними наблюдателями в этом процессе. По сложившейся практике ни один сельсовет не принимает свой бюджет самостоятельно. Контрольные цифры главы муниципальных образований получают (как еще говорят, "защищают") в Курске, поэтому переваливать на них вину - лукавство. "Сельсоветчики" вместе с чиновниками обладминистрации, просчитывая доходы-расходы 2009 года, включали в них и поступления от многократно (в среднем в шесть, а где-то и в десять раз) увеличенного налога на имущество граждан. И трудно было не догадаться, что гражданам такое повышение не понравится… 

    Поделиться