Почему вузы не спешат зарабатывать деньги на науке

Прошел месяц с того момента, когда появилась легальная возможность создавать малые инновационные предприятия при вузах и НИИ. Однако, по информации наших собкоров, большинство научных учреждений не спешит начинать новый бизнес на своей базе.

Напомним, учреждать малые предприятия при научных и образовательных учреждениях стало возможным после принятия Федерального закона N217- ФЗ от 2 августа 2009 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности". На одной из прошедших на днях в Санкт-Петербурге пресс-конференций, посвященных обсуждению данного закона, приводились данные минобрнауки: 187 вузов страны уже готовы создать более 2,5 тыс. предприятий.

Бизнес-структуры при вузах существуют давно, но деятельность их не всегда была законной. Теперь же они правомочны использовать резервы научных учреждений - их площади и лабораторную базу. Да и у частного предприятия гораздо больше свободы, ведь вузы не могут даже самостоятельно что-либо купить, только через тендер. - С одной стороны, закон продекларировал давно ожидаемый курс на коммерциализацию вузовской науки, - считает первый проректор Волгоградского госуниверситета Василий Тараканов. С другой - действующий закон о федеральном бюджете запрещает вузам и другим бюджетным учреждениям направлять деньги, даже полученные от предпринимательской деятельности, на создание предприятий. Получается, мы можем вкладывать в уставный капитал своих малых предприятий только нематериальные активы - лицензии, патенты, ноу-хау.

По словам эксперта, это означает, что вузам придется искать инвесторов с деньгами, готовых взять на себя всю полноту финансовых рисков в проектах. Но готовы ли сами вузы зарабатывать деньги на науке?

К примеру, в Волгограде исследованиями госуниверситета и политеха заинтересовались эксперты недавно начавшего работу регионального венчурного фонда. Именно этот фонд, сформированный на средства бюджета и деньги частных инвесторов, как раз в данный момент готов рассматривать вузовские разработки для финансирования и продвижения на рынок.

Фонду интересны вузовские проекты, - объясняет директор некоммерческого партнерства "Агентство инвестиции и развития Волгоградской области" Евгений Семикин. Но их запуск в массовое производство занимает слишком много времени и требует слишком большого числа согласований и серьезной сертификации, чтобы финансировать их деньгами венчурного фонда.

В Новосибирской области тоже есть все предпосылки для открытия при вузах малых инновационных предприятий. Так, в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) действует бизнес-инкубатор в сфере нанотехнологий и к концу текущего года на базе пяти-шести перспективных проектов планируется создать инновационное предприятие.

- Мы почти десять лет отправляли в правительство запросы, предложения, чтобы дать - вузам и научно-исследовательским институтам - возможность создавать на собственной базе малые предприятия, - отмечает заместитель руководителя областного департамента науки, инноваций, информатизации и связи Марина Ананич. Почти все наши вузы готовы к этому. За три года в высшей школе удалось создать целую сеть инновационных инфраструктур: молодежные творческие мастерские, центры развития творческих способностей и компетенций, действующие в связке "школа - вуз", и, наконец, бизнес-инкубаторы. .

Никто из опрошенных экспертов не сомневается в нужности и важности закона. Однако, как считает профессор химфака Санкт-Петербургского госуниверситета и гендиректор ООО "Росаналит", созданного в 1990-е годы выпускниками университета и специализирующегося на аналитическом приборостроении, Алексей Москвин, еще неизвестно, будут ли под него необходимые подзаконные акты, которые позволят формировать уставный капитал и поддерживать операционную деятельность МП. Разрабатываемый сегодня механизм внесения интеллектуальной собственности в уставный капитал предприятий мог бы разрешить многие проблемы.

То, что ключевым вопросом остается интеллектуальная собственность, считает и ректор НГТУ и председатель совета ректоров вузов Новосибирска Николай Пустовой:

- В неделю я получаю три-четыре предложения от предприятий, готовых вложить средства в какую-либо разработку. Но проблема в том, что бизнес хочет управлять средствами, которые планирует вложить. Для авторов больным вопросом являются интеллектуальная собственность и создание опытного образца.

Кстати, в новом законе предполагает более простое управление малым предприятием, когда совет директоров будет состоять из людей, вложивших средства в проект, и университет как учредитель тоже будет иметь свое влияние.

Но все-таки: как и кто будет оценивать конкретную интеллектуальную собственность?

- Есть информация, что это будут какие-то рекомендованные или лицензированные государством организации, но если это будет именно так, то необходимо, чтобы они работали в регионах оперативно и немонопольно, - размышляет проректор НГУ по научной работе Сергей Нетесов. - Другая сложность - раз мы берем такую компанию под свою университетскую "крышу", то ей нужен не только вклад в виде интеллектуальной собственности, не только уставный капитал, но и рабочие площади, то есть аренда помещений. На каких условиях ее давать? Если на обычных, то малое предприятие будет выбирать, куда ему лучше пойти, и не факт, что оно выберет университет.

Собеседники предполагают, для того чтобы закон заработал в полную силу, необходимо привести в порядок нормативно-правовые акты. А это, по всей видимости, произойдет не раньше следующего года. Еще и самим вузам необходимо внести определенные изменения в устав, что требует времени. То же самое касается получения лицензий на виды деятельности, которые должны быть у вновь образованных малых предприятий. А это далеко не быстрый процесс.

комментарий

Владислав Корочкин, вице-президент "ОПОРЫ России":

- Пока прошло слишком мало времени, чтобы делать выводы. Одна из причин того, почему научные учреждения не торопятся открывать на своих площадках инновационные предприятия - новизна идеи и отсутствие опыта. В вузах не так много предпринимателей. Согласитесь, ученый и бизнесмен - это не одно и то же.

Кроме того, еще много нерешенных вопросов. К примеру, как распоряжаться интеллектуальной собственностью, каковы должны быть механизмы взаимодействия частного капитала и общественного. Считаю, что одним лишь законом вряд ли удастся стимулировать процесс создания малых предприятий при вузах.