Решение берлинского районного суда о передаче Российского дома культуры и науки, что располагается в самом центре Берлина, в конкурсное производство, шокировало многих. Вердикт открывает возможность продажи здания, которое стало центром русской общины германской столицы.
Кто, откуда, на каких основаниях хочет забрать у россиян этот очаг культуры? История запутана и малоправдоподобна. Как уже писала "РГ" (N 4842 от 5 февраля 2009 г.), в 1991 году фирма немецкого предпринимателя Франца Зедельмайера SGC International основала СП совместно с ГУВД Санкт-Петербурга. В качестве уставного капитала СП с российской стороны фигурировал особняк, находившийся на балансе ГУВД, расположенный в самом престижном месте Петербурга - на Каменном острове. Сам Зедельмайер внес три легковых автомобиля, оборудование для офиса и "оплату работ по реконструкции здания". В 1995 году петербургское здание перешло в собственность Управделами президента РФ.
А в 1998 г. немецкий предприниматель, поиздержавшись, начал искать свой капитал во всех мыслимых и немыслимых местах. В 1998 году Международный коммерческий арбитраж в Стогкольме постановил, что Российская Федерация должна Зедельмайеру 2,35 миллиона долларов.
Не получив денег, Зедельмайер сначала замахнулся на здание полпредства РФ в Кельне, а затем, не добившись желаемого, усмотрел подходящую жертву в семиэтажном здании Русского дома, самом дорогом районе Берлина. И подал в суд берлинского района Митте иск на принудительную продажу. Суд иск удовлетворил. Теперь на Русский дом Зедельмайер претендует на официальном основании.
Директор Русского дома Михаил Владимир выразил свой протест против решения суда. Он сказал "РГ", что адвокат Зарина Егутидзе, ведущая это дело, уже оспорила иск в суде. А пока решение находится во второй инстанции, с Русским домом ничего произойти не сможет. Господин Владимир заявил "РГ", что он считает требование о передаче дома в конкурсное производство необоснованным, поскольку дом работает на основании двусторонних международно-правовых соглашений, как и, например, институт имени Гете в Москве. И руководство дома культуры в Берлине не может нести ответственность за чьи-то долги.
Россотрудничество, в ведении которого находится Русский дом, не намерено его терять. По словам представителей Федерального агентства, российский центр науки и культуры в Берлине, принудительной продажи которого добивается немецкий бизнесмен, должен оставаться в собственности России. Правовыми методами Россотрудничество будет добиваться того, чтобы решение германского суда о передаче здания в ведение судебного управляющего не вступило в силу.