Триумфом Ираклия Квирикадзе закончился XVIII Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. Сценарист и режиссер почти не сходил со сцены, собрав самый большой урожай призов фестиваля - за себя лично и за грузинское кино.
"Я даже расстроился, - признался Ираклий Квирикадзе, в очередной раз уходя с букетом цветов, наградой и дипломом. - Мне хотелось бы верить, что все происходит благодаря тому, что я невероятный графоман, а не потому, что недавно мне исполнилось 70 лет".
Фильм "Метеоидиот" по сценарию Ираклия Квирикадзе получил два приза "Киношока" - за лучший сценарий и лучшую операторскую работу (которую проделал сын Квирикадзе - Михо), и сам Ираклий еще два: почетный специальный приз "Госпожа Удача" им. Павла Луспекаева "за мужество и достоинство в профессии", и перспективный - за лучший представленный проект нового совместного фильма на новом конкурсе "Киношока".
Что касается "Метеоидиота", посмотрев список героев картины, можно подумать, что речь идет о каком-то боевике: женщина-смерть, проститутка, летчица, то и дело падающая с неба, человек, только что вышедший из тюрьмы, циркачи-картежники, они же бандиты-контрабандисты... Но - никакой чернухи: смерть там принимает обличье соблазнительной женщины в облегающем белом платье, периодически захаживающей к одному доброму деду на чай поболтать; мать-проститутка так хороша, что просто глаз не оторвать; вышедший из тюрьмы отец в фильме - само воплощение чести и справедливости. А дети проститутки и бывшего заключенного - маленькие бойкие ангелочки - отнюдь не выглядят брошенными "сиротками" - живут себе в сказочном мире, который построил для них дедушка, потчующий их такими удивительными рассказами, что малютки становятся богаче всех людей, живущих на белом свете. Да и фильм этот - про любовь, которую возвращает себе человек, научившись управлять силами природы и устанавливать в мире и в отношениях такую погоду, какую ему только захочется.
Ираклий Квирикадзе рассказал, почему у его фильма два названия: "Метеоидиот" в российском варианте и Rainbowmaker - "Делающий радугу" - в импортном; и почему в жизни он любит реальные события, а в своем кино предпочтение отдает магическим.
- Фильм "Метеоидиот" - это копродукция, в которой участвовало шесть стран и очень много фондов со своими очень малыми деньгами и невероятными амбициями.
По сценарию предполагалось, что это будет большая постановочная картина с большим бюджетом. Ведь всё, что происходит с нашим героем, когда он меняет погоду и природа начинает ему подчиняться, состояло из очень больших крупнопостановочных спецэффектов; я, обнаглев, предвидел их с голливудским размахом. Наверное, и те самые люди, которые вкладывали деньги, тоже так думали. Все засучили рукава, бросились в банки, но как всегда это и бывает в итоге - с трудом собрали полтора миллиона евро. И это уже когда мы ехали в экспедицию, предполагая, что вот-вот вслед за нами приедут люди с чемоданами денег... Они не приехали. И так на съемочной площадке пришлось рвать из сценария страницы, и какими-то очень скромными средствами изображать природные явления и большие катаклизмы. В фильме должны были замерзать южные моря, стоять суда во льдах и появляться огромные айсберги. Но где без денег можно было сделать в Батуми айсберги?.. Я считал, что наступила полная катастрофа. Не знаю, как выкручивалась Нана Джорджадзе (режиссер фильма и жена Ираклия Квирикадзе. - Прим. ред.), когда каждый раз я сочинял новые сцены, но мне казалось, что мы верно тонем. Все на обрывках делалось: что-то брали из сценария, что-то из придуманного сегодня ночью, что-то буквально на съемочной площадке оговоренное... Вы не представляете, с каким ужасом я приступил к монтажу. И увидел, что получилась совершенно другая картина: камерная, семейная, с центральными взаимоотношениями деда и детей - это все было, но в других масштабах.
Получилась действительно сказка, и, если пририсовывать ей точный ярлык, - сказка для взрослых.