Дмитрий Медведев отреагировал на конфликт Орбакайте и Байсарова

В газете "Газета" появилось сообщение, подхваченное в радиокомментариях "Эха Москвы", что на громкий скандал в звездной семье шоу-бизнеса отреагировали высшие власти России.

В нем сказано, что будто бы президент Дмитрий Медведев дал официальное поручение Генпрокурору Юрию Чайке и Уполномоченному по правам ребенка Алексею Голованю "проанализировать практику применения законодательства РФ об охране прав несовершеннолетних, в том числе при расторжении брака родителей или их раздельном проживании".

Под поправками подразумевалось возможное внесение неравновесия в родительские права по отношению к ребенку. Мы связались по телефону с Уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Алексеем Голованем:

- Первое. На встрече со мной и с Юрием Яковлевичем Чайкой Дмитрий Анатольевич попросил проанализировать, как на практике действуют законы об охране прав несовершеннолетних, какие имеются в них недочеты, которые приводят к нарушению детских прав и интересов, к примеру, при разводе родителей. И дал нам поручение до 20 ноября сформулировать необходимые предложения и поправки, чтобы такие недочеты устранить.

Второе. Речь в радиокомментарии, видимо, шла о статье в газете "Газета", рассказывающей о поправках в Семейный кодекс, которые еще больше года назад подготовил председатель думского Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Это всего лишь "авторский" законопроект, и чтобы ему стать законом, потребуется масса времени и детальное его обсуждение как в Думе, так и в обществе. Тем более что уже сейчас этот документ имеет немало противников. Год назад его не приняли, сегодня - вторая попытка.

На мой взгляд, предложения Павла Владимировича достаточно спорны. Например, о том, что при разводе законное представительство интересов ребенка должно закрепляться только за тем родителем, с кем остается ребенок. И этот родитель будет вправе единолично решать, где ему учиться, с кем и как общаться и как его воспитывать, сможет без разрешения второго родителя вывезти его за границу. Причем опротестовать решение "основного" родителя можно будет только в судебном порядке.

Да, в некоторых европейских странах, действительно, такие нормы в их законодательствах существуют. При разводе там законным представителем является тот родитель, с которым остается жить ребенок. Подойдет ли это России? Не уверен. Сегодня, даже при конституционно закрепленным равенстве прав, разведенные родители сплошь и рядом умудряются злоупотреблять своими правами. К примеру, отец не дает своего согласия на то, чтобы бывшая супруга, с которой живет их общий ребенок, повезла его учиться, или лечиться, или даже просто на отдых за границу. А прими мы предложение Крашенинникова - можем получить другую крайность: проживающие с ребенком родители станут, пользуясь данным им законом правом единоличного решения, действовать исходя не из интересов ребенка, а лишь из соображений, что называется, "назло другому".

Конечно, наше семейное законодательство нуждается в усовершенствовании. То, что его необходимо менять, подтвердил на той нашей встрече и президент. Но - и это тоже звучало в беседе с Дмитрием Анатольевичем - вносить изменения нужно, основываясь на двух важнейших принципах: в первую очередь соблюдении прав и интересов самого ребенка и неукоснительном - законом контролируемом - добросовестном исполнении своих обязанностей по отношению к ребенку и отцом, и матерью.