Менее чем за неделю до парламентских выборов в Португалии разгорелся громкий политический скандал. Президент Анибал Каваку Силва уволил своего самого близкого сотрудника, которого пресса обвинила в попытке повлиять на ход избирательной кампании.
Фернанду Лима, журналист с многолетним стажем, отвечавший за связи португальского президента с прессой, проработал с Каваку Силвой почти 25 лет. Его называли "серым кардиналом", оказывавшим огромное влияние на главу государства. И тем не менее он оказался крайним в деле о предполагаемом "прослушивании" португальских политических руководителей.
Дело в том, что еще месяц назад в местной прессе появились сообщения о том, будто сотрудники президентского аппарата подозревают, что за главой государства следят с помощью подслушивающих устройств. "Прослушку" же якобы установили по указанию правительства.
Пикантность ситуации заключалась в том, что президент в Португалии не является представителем какой-то политической партии и выражает интересы всего народа. Поэтому ему приходится быть крайне осторожным в оценках деятельности местных политиков. Обвинения в адрес правящей Социалистической партии в организации слежки за главой государства в разгар предвыборной кампании могли серьезно повлиять на предпочтения избирателей. Поэтому Каваку Силва публично не реагировал на публикации прессы и хранил молчание.
Однако пару дней назад газеты раскрыли источник утечки информации о гипотетических подслушивающих устройствах в президентском дворце. Этим источником, по свидетельству прессы, оказался Фернанду Лима. В неофициальной беседе с одним из журналистов он ответил на прозвучавшие обвинения в том, что президент тайно поддерживает одну из партий, вопросом: "Откуда вы знаете? Что, в президентском дворце установлены микрофоны?" Этого оказалось более чем достаточно для опытных газетчиков. Репортеры не замедлили раскрутить скандал до высшей степени накала.
Никаких микрофонов из дворца пока публике не представили. Реальных свидетельств организованного за президентом шпионажа так и не появилось. Однако в пылу предвыборной гонки бывает летят головы и за менее серьезные прегрешения, чем эмоциональные высказывания чиновников в частных беседах с журналистами.