Новости

23.09.2009 14:20
Рубрика: Культура

Плохие дубли

На экранах - "Суррогаты" Джонатана Мостоу, скай-фай с кукольным Брюсом Уиллисом в главной роли

Ты используешь технологии или технологии используют тебя? На прошлой неделе вышел фильм на эту тему -  "Геймер" от режиссеров и сценаристов Марка Невелдайна и Брайана Тейлора. На этой тема получает свое развитие -  в "Суррогатах" Джонатана Мостоу, автора третьего "Терминатора".

В "Геймере" перед нами общество, в котором люди предпочитают не жить, а передавать свои намерения и действия при помощи реалити-шоу, соединенных с видеоиграми. В "Суррогатах" придумка хоть и похожая, но куда более заурядная. Ученый-гуманист сообразил, как облегчить жизнь калекам и людям с ограниченными возможностями. Их нужно подключить к суррогатам, внешне похожим на людей, но с компьютерной начинкой, чипами вместо мозга и зеленой жидкостью вместо крови. Суррогаты не чувствуют боли, не знают усталости, не ведают страха. Ходят за тебя на работу, огребают от начальства и уличных хулиганов.

Но технология берет верх над человечеством. Даже здоровые и физически крепкие люди со временем предпочитают выходить в большой и опасный мир в виде своих, как их называли в романах Стругацких, дублей, оставляя свои тела на хранение в удобных креслах-центрах связи с их суррогатными моделями.

Насколько в "Геймере" мир, подчиненный бездушным технологиям, кажется отвратительным и бессмысленным (хочется поскорее бежать из него куда подальше), настолько искусственная жизнь суррогатов получилась кукольной, не вызывающей сочувствия. В первом случае в реальность происходящего помогает поверить актерская работа "приглашенной звезды" Джерарда Батлера. Во втором картину не спасает даже Брюс Уиллис, специалист по ролям полицейских и просто крепких парней, хотя он и отрабатывает в кино за двоих.

В первой части фильма Уиллис играет суррогата. В этом образе у Уиллиса нет морщин, кругов под глазами, а лысину закрывает густая рыжая челка, делающая его похожим на куклу Кена.

Герой Уиллиса - человек - депрессивный сотрудник ФБР, потерявший сына и не видевший своей жены несколько лет (жена - актриса Розамунда Пайк - выходит в мир только в образе своего суррогата). Во второй части картины Уиллис показывается уже в безволосом виде - то есть в виде реального человека. Освободиться от халата и выйти из сумрака маленькой комнатушки в виде человека его побуждает серия убийств, раскрыть которую кенообразный вариант главного героя не в силах.

Но надежда увидеть в Уиллисе прежнего Крепкого орешка или боксера Бутча из "Криминального чтива", который разберется со всеми плохими парнями при помощи кулаков и всплеска тестостерона, развеивается как дым. Единственную свою погоню Уиллис осуществляет в образе рыжего суррогата, причем с оторванной рукой, а крепкие кулаки применяются один раз, когда герой Уиллиса молотит совращающего его жену суррогата.

Уиллис умеет играть и интеллектуалов, как это было в "Шестом чувстве". Но его фэбээровец в "Суррогатах" и этими способностями не блещет. Его непрошибаемая наивность раздражает. Угадать, кто именно приспособил суррогатов для убийства людей- а именно эта интрига в является в фильме главной - у зрителя получается гораздо быстрее, чем у героя Уиллиса.

Культура Кино и ТВ Культура Кино и ТВ Мировое кино Кино и ТВ с Оксаной Нараленковой