23.09.2009 23:10
    Поделиться

    Мария Городова: Наказывает ли людей Бог?

    Человек, каким бы грешным мы его ни считали, оказавшись на пороге смерти, не может не почувствовать вечное - Любовь Творца к Своему творенью.

    "Здравствуйте, Мария! Недавно мы все, сотрудники НИИ экологии, стали свидетелями такой странной, пугающей и трагичной истории, что до сих пор слухи и пересуды о ней будоражат не только наш институт, но и весь город. И хотя человек, с которым эта трагедия случилась, был заклятым врагом всего нашего коллектива, уверяю вас, никакого злорадства мы не испытываем. Только один вопрос: неужели это была кара Господня?

    Мария, в нашем институте работают в основном люди старшего поколения, и мы считаем большим достижением то, что в эти непростые для фундаментальной науки времена нам удалось сохранить научную школу. И удалось это во многом благодаря руководителю института, доктору физико-математических наук, крупному ученому Игорю Михайловичу Ф., который еще в 90-е годы предложил коллективу создать акционерное общество. С самофинансированием в то время у нас не получилось, но мы сумели приватизировать здание института - особняк в центре города, из-за которого теперь и разгорелась война. С конца 1990-х большую часть особняка мы стали сдавать в аренду. Эти деньги и помогли сохранить науку, да и прибавки к нашим мизерным окладам мы получали регулярно. И вдруг начался этот ужас. Вспоминаю, и сердце болеть начинает: и проверками нас кошмарили, и Игорю Михайловичу впрямую угрожали, и клеветническую PR-кампанию в местной прессе развернули... А застрельщиком всей этой травли был внук одной нашей уже умершей сотрудницы, которому больно уж наш особнячок приглянулся.

    Вся эта битва длилась почти год, но неожиданно у нашего главного противника - Максима - среди бела дня случился инсульт.

    Знаете, Мария, когда мы боролись за свои права, то Максим был для нас врагом. А те приемы, которые он использовал в битве по захвату нашей собственности - клевета, шантаж, угрозы, подкуп, наглая ложь, - делали его в наших глазах исчадием ада. Но когда с Максимом случился удар, мы его только пожалели: молодой парень, и вдруг инсульт. И, что греха таить, мысль о том, что, может, это Господь наказал его за то, что стариков хотел куска хлеба лишить, у нас была..."

    Тамара Ивановна Д.

    Комментарий

    Здравствуйте, Тамара Ивановна! Вы правы, когда пишете, что нет и не может быть никакого торжества и злорадства по отношению к тому несчастью, которое постигло Максима. Несмотря на то, что во время борьбы за лакомый особнячок он стал вашим противником.

    Случайность или кара?

    В "Послании к Ефесянам святого апостола Павла" есть такие слова: "Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, - и дальше объясняется, что же это за "мироправители тьмы века сего", - против духов злобы поднебесных" (Еф. 6. 12). Не против самого человека, из корысти, по зависти или глупости творящего зло, а против самого зла. И верующий человек твердо знает: если в пылу борьбы у него промелькнула недобрая мыслишка против того, кто, как кажется, стал сейчас его врагом, и уж тем более, если из уст выпорхнуло недоброе слово или пожелание, в этом надо обязательно исповедаться. Потому что этим, пусть и мимолетным, порывом в ответ на нанесенную обиду и боль ты сам "приразился" к злому - заразился злобой, стал причастным к ней, впустил ее в свое сердце.

    Но что же все-таки случилось в той истории, о которой вы, Тамара Ивановна, нам написали? Простая случайность, стечение обстоятельств? И вот на пике всеобщей борьбы, когда на пределе все, и захватчик в том числе, от стенки именно его кровеносного сосуда, незримо для глаз человеческих, отрывается крохотный тромб, и, закупорив артерию мозга, обездвиживает наглого хищника? А может, это Господь отомстил безжалостному рейдеру за все ваши слезы, бессонные ночи и микроинсульты? Или просто остановил его, лишив возможности довести задуманное злодеяние до конца?

    Наказание во спасение

    Снимем первую версию - если смотреть глобально, в мире нет ничего случайного. Предположение, что Бог мстит за нас, тоже ошибочно: мстительность - темное чувство, в нем нет места свету любви и прощения. А значит, оно враждебно Богу, Который есть Свет и Любовь. Но может ли Любящий так карать? И вообще, наказывает ли Бог? Ну а наказывает ли ребенка любящий родитель? Например, если рассерженный, шлепает мальца, высунувшегося из окна посмотреть, куда же так весело бегут все эти красивые, разноцветные, маленькие машинки? С точки зрения карапуза, обиженного и орущего во все горло: "Да-а-а-ай! Хочу!", - да, наказывает. На деле - спасает.

    Святитель Иоанн Златоуст говорил: "Когда ты слышишь слова: "ярость и гнев", в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. То есть нельзя понимать эти слова буквально. Как нельзя буквально понимать угрозу отца расшалившемуся отпрыску: "Еще раз полезешь к окну, убью!" Когда еще неуемное чадо поймет, что игры на подоконнике опасны, когда научится сдерживать любопытство, подчинять своему разуму свои же желания! Когда это еще будет, а пока - пусть уж лучше страх наказания останавливает несмышленыша от непоправимого.

    Просьба перед вечностью

    "Бог благ и бесстрастен, и неизменен - учил еще один столп Церкви, Антоний Великий. - Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом - по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога - по несходству с Ним". То есть это мы сами, по своей воле, отпадаем от своего Творца. Но чем же грозит человеку эта отверженность от Бога, что происходит с нами, когда мы совершаем зло, грешим? И святой отвечает: когда мы становимся отверженными от Господа, то "сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют". Вот та опасность, причем смертельная опасность, которую несет с собой грех - мы приражаемся к врагу рода человеческого, это разит, ранит, поражает нас. И вот уязвленные грехом, израненные им и тем не менее преступно беспечные, мы оказываемся во власти сил, враждебных человеку. И пусть нас не обманет неочевидность этого для наших глаз. Причем сами, своими человеческими силами, избавиться от этой губительной власти мы, оторвавшие себя от животворящей Благодати Божией, не можем. И вот грех несет нас навстречу смерти - духовной, физической, несет, и возможно, что со скоростью оторвавшегося тромба...

    Но, продолжает преподобный Антоний Великий: "если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили", - видите, как интересно, Бога нельзя подкупить! "Но то значит, - учит святой, - что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость". Обращение к Богу врачует нас: то есть, нанеся себе грехом рану, мы можем вылечить ее только обращением к своему Творцу - Источнику жизни. Мне хочется верить, Тамара Ивановна, что человек, каким бы грешным мы его ни считали, оказавшись - не по воле Божьей! По своей! - у той черты, где очевидна ненужность и бессмысленность любых борений за любые особнячки, отсеченный своей немощью от всего, что временно, не может не почувствовать вечное - Любовь Творца к Своему творенью. И тогда, прикоснувшись к этой любви, заблудшее создание Божье пусть даже не прошепчет уже непослушными ему губами, а воззовет, исторгнет из глубин своей израненной души самые главные слова своей жизни: "Господи, помилуй мя, грешного!"

    Уважаемые читатели!

    Мы ждем ваших откликов на публикации Марии Городовой. Если вы хотите, чтобы письмо было передано непосредственно Марии, мы сделаем это.

    Адрес: ул. Правды, д. 24, Москва, 125993, Редакция "Российской газеты".

    Адрес электронной почты Марии Городовой:

    pisma-maria@mail.ru

    Поделиться