Любопытная история случилась нынешней весной во время визита в Беларусь делегации деловых кругов Челябинской области. Представители торгового дома из Челябинска ехали с четко обозначенной целью: продать нефтегазовое оборудование. А уезжали с не менее твердым намерением: стать дилерами белорусских хлебопекарных и мукомольных предприятий на Урале. Так впечатлил гостей обычный белорусский ржаной черный хлеб.
Впрочем, это при СССР хлеб, изготовленный по классическим рецептам, был привычным. Теперь не много заводов в России, да и на Западе отдают предпочтение такой затратной - выпечка некоторых сортов хлеба занимает до 30 часов - технологии. Лепят хлеб, как блины, увлекаются разрыхлителями теста.
- Ежедневно из Витебска мы вывозим в Смоленск, Великие Луки, Псков, Москву, Санкт-Петербург по прямым договорам с магазинами около двух тонн хлеба - заварного, с добавлением семечек тыквы, кунжута, подсолнечника, тмина, - рассказывает Николай Парчевский, заместитель генерального директора "Витебскхлебпрома". - Также торгуем на рынках в приграничных российских регионах - в Невеле, Пустошке, Опочке. Есть стабильный спрос, нашу выпечку в этих городах постоянные покупатели ждут с таким же нетерпением, как и витебчане.
Хотя, казалось бы, эка невидаль - хлеб? Статистика показывает: население и России, и Беларуси приобретает его все меньше. Слишком соблазнителен выбор других продуктов на прилавке. Этот процесс, естественный и закономерный, продолжается не первый год. И неминуемо должен был привести к сокращению выпуска продукции на хлебозаводах. В России отчасти так и произошло. В приграничных районах - Смоленске, Пскове, Великих Луках - лишние пекарни закрывались, перепрофилировались.
Немного снизились объемы выпуска хлеба и в Беларуси. Однако заводы сделали серьезный рывок в качестве. С 2006 года в стране реализуется программа технического перевооружения хлебопекарен и экономии энергоресурсов. По словам заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Василия Седина, у нас есть печи с использованием инфракрасного излучения, что позволяет ускорить процесс выпечки хлеба, уменьшить энергетические затраты. Но что интересно: стремление к инновациям, новым модным тенденциям у белорусских хлебопеков сочетается с приверженностью к классическим рецептурам, основанным на национальных традициях производства с использованием картофельной крупки, патоки, солода, тмина, других натуральных добавок.
- Наш хлеб накапливает неповторимый букет ароматов, обладает хорошими вкусовыми качествами, долго остается свежим, - подчеркивает начальник отдела хлебопекарной и макаронной промышленности департамента по хлебопродуктам Министерства сельского хозяйства и продовольствия Марина Кашко. - Наибольшим спросом у зарубежных потребителей пользуется традиционный заварной хлеб без использования дрожжей, с фитодобавками, пророщенным цельным зерном, деликатесный - с курагой, черносливом, грецким орехом.
Разнообразие и высокие вкусовые свойства предопределяют стабильный спрос на белорусский черный хлеб за рубежом, в основном в Российской Федерации. По словам Марины Кашко, экспорт предприятий департамента хлебопродуктов за 7 месяцев нынешнего года увеличился более чем на четверть. К слову, в минувшие годы динамика вывоза хлеба за пределы страны была еще более интенсивной: в 2007 году предприятия почти удвоили экспорт, в 2008-м - нарастили его еще в полтора с лишним раза.
Основные покупатели - Брянская, Смоленская, Нижегородская, Костромская, Московская и Ленинградская области. Освоение новых рынков сбыта сдерживает небольшой срок реализации (48-96 часов) продукции, расстояния и экономика. "Хлебная" выручка примерно в несколько раз меньше, чем, скажем, "колбасная" или "молочная". Тем не менее предприятия не намерены останавливаться на достигнутом. Например, заводы "Гомельхлебпрома" еще в 2007 году освоили технологии поставки хлеба в замороженном виде в... США. Кстати, по этой же технологии они готовы поставлять свой пшенично-ржаной хлеб и потенциальным дилерам на Урал.
Тем более что сырья в стране нынче достаточно. Аграрии даже в нынешний не слишком урожайный год собрали неплохой "каравай" - почти 9 миллионов тонн.