Решение президента Обамы не строить объекты стратегической ПРО в Польше и Чехии вернуло на повестку дня вопрос о создании глобальной противоракетной обороны.
Россия за совместную работу над этим проектом и в качестве взноса предлагает американцам информационные услуги нашей радиолокационной станции "Дарьял" в азербайджанской Габале и новой РЛС "Воронеж" под Армавиром. США и их европейские партнеры по НАТО опасаются ракетных ударов Тегерана, а российские радары могут отслеживать старты межконтинентальных баллистических и оперативно-тактических ракет на расстоянии 6 тысяч километров. В поле их зрения не только Иран, но и огромная территория - вплоть до Африки и Индийского океана.
Новая администрация Белого дома, как и их предшественники, с ответом не спешит. Но уже ясно, что своеобразные уступки России не ставят крест на американских противоракетных планах в Европе. Отодвигая свои объекты от наших границ, США думают о новой конфигурации ПРО на европейском континенте. Глава Пентагона Роберт Гейтс в своей статье в газете The New York Times так определил главный смысл этих перемен: "Мы укрепляем, а не отменяем противоракетную оборону в Европе".
Это самое "укрепление" запланировано в четыре этапа. На первом - к 2011 году - в регионах, где, по мнению американцев, может возникнуть угроза, разместят дополнительные ракеты-перехватчики "Стандарт миссайл-3" морского базирования. В Северное и Средиземное моря хотят направить по три корабля с комплексами ПРО. Следующие два этапа рассчитаны соответственно до 2015 и 2018 годов. Они связаны с наращиванием боевых возможностей "Стандарта". Эти комплексы оснастят сначала модернизированными, а затем совершенно новыми перехватчиками ракет. Наконец, к 2020 году радиус действия SM-3 доведут до 1,5 тысячи километров. Эти противоракеты смогут уничтожать цели не только на больших высотах, но и на разгонном участке. США также намерены создать наземный мобильный комплекс ПРО.
Сейчас системы SM-3 угрозу для России не представляют - они поражают баллистические цели на дальности до 20 и высоте до 11 километров. Но если у наших южных границ, например в Турции или Грузии, появится наземный эшелон противоракетной обороны в виде систем "Пэтриот" и THAD, обстановка в регионе заметно обострится. Не случайно начальник российского Генштаба Николай Макаров выступает категорически против размещения на Кавказе любых объектов ПРО. Кроме того, американцы могут вместо Чехии построить свою информационную станцию где-нибудь в Турции или Болгарии. По некоторым сведениям, такая возможность рассматривается Пентагоном. В этом случае под "приглядом" РЛС может оказаться значительная часть российской территории - от Мурманска до Урала. Несомненную угрозу нашей безопасности несет и космический эшелон американской ПРО. Вот почему в Москве настаивают на совместном создании глобальной противоракетной обороны, где все ее элементы будут подконтрольны не одной стране и не группе государств, а каждому участнику единой ПРО.
Досье "РГ"
Сегодня стратегические эшелоны ПРО США включают в себя 30 противоракет GBI - 26 находятся на Аляске, еще 4 в Калифорнии. Они способны поражать баллистические цели на расстоянии 2,5 и высоте 1,5 тысячи километров. После развертывания космического эшелона ПРО из 24-30 спутников дальность их полета увеличится до 4 тысяч километров.
Все остальные средства американской ПРО предназначены для борьбы с ракетами средней, меньшей и малой дальности.
По сведениям американской прессы, отказ США от строительства объектов ПРО в Восточной Европе был вызван нежеланием Пентагона тратить дополнительные суммы из военного бюджета. После долгих споров генералы заявили, что деньги, выделенные на защиту от ракет дальнего действия, надо направить на оборону американских баз от ракет ближнего действия, атака которых более вероятна.