Сделать алюминиевое производство независимым от импорта, создать супер-компьютер, решать проблемы охраны здоровья и улучшать качество жизни планируют уральские ученые согласно "Стратегии-2024".
В УрО РАН обсудили план развития уральской науки на ближайшие 10-15 лет. Уральское отделение первым среди коллег разработало долгосрочную стратегию развития: академики надеются, что это поможет всему региону быстрее справиться с кризисом и сделать экономику более конкурентоспособной. В октябре "Стратегию-2024" должен официально одобрить Президиум Российской академии наук.
Среди главных исследований, например, - развитие альтернативных источников энергии, создание материалов нового поколения, широкое внедрение биотехнологий - так называемая "зеленая химия", позволяющая снизить техногенные воздействия на окружающую среду; оценка и прогноз добычи минерально-сырьевых ресурсов (особенно стратегических видов - золота, платиноидов, редких металлов и других). А также - ускоренное развитие математики и информатики, создание мощного компьютерного центра на основе супер-ЭВМ с параллельной архитектурой и DWDM-технологиями передачи данных.
Как рассказал "РГ" президент РАН Юрий Осипов, финансироваться стратегия будет из трех источников. Большую часть средств выделяет федеральный бюджет - оплачивает фундаментальные исследования и основные расходы. Годовой бюджет УрО РАН - около четырех миллиардов рублей. Частично поможет и область. Так, в 2009 году из регионального бюджета выделили на развитие науки 333 миллиона. Третий источник - внешние доходы: гранты и хоздоговорные исследования. Они составляют 26,5 процента от бюджетного финансирования уральского отделения. В головной организации, кстати, эта цифра значительно выше: при годовом бюджете в миллиард долларов РАН привлекает еще 35 процентов средств из внешних источников.
Кроме того, часть разработок коммерциализируется. Например, большой интерес у отечественных и зарубежных фармфирм вызывает уральский препарат против разных штаммов гриппа - по результатам, которые он показал в лабораторных исследованиях, триазавирин значительно превосходит единственный в мире швейцарский аналог. А противоопухолевое лекарство лизамустин уже реализуется в аптеках. Уральские лазерные приборы известны в десятках стран мира, применяются и на российских заводах гражданской авиации. Кроме того, ученые сразу нескольких уральских институтов готовят проект "искусственное сердце" - математическая модель позволит проводить точную диагностику и определять эффективные пути лечения. А работа над материалами группы силлиманита, надеются академики, может сделать алюминиевое производство независимым от импорта.
Губернатор Свердловской области Эдуард Россель считает, что, поскольку новый закон позволяет создавать в науке малые предприятия, этим просто необходимо воспользоваться.
- В регионе 92 отраслевых института, они должны превращаться в инжиниринговые фирмы, которые полностью берут на себя реализацию проекта: проектирование, строительство и даже обеспечение банковского кредита, как это делают во всем мире, - уверен Россель.
Особая задача, считает губернатор, - создать сильную патентную службу и защитить интеллектуальный потенциал уральской науки. Нередки случаи, когда выдающиеся достижения наших ученых за копейки уходят за рубеж, а потом возвращаются к нам уже по цене в сотни миллионов долларов.
Как рассказал председатель УрО РАН Валерий Чарушин, уральское отделение заключило договоры о творческом сотрудничестве с более чем 50 вузами, в том числе зарубежными. Это поможет вывести местные исследования на мировой уровень.
Впрочем, несмотря на признанные в мире достижения, громадный интеллектуальный потенциал и блестящие научные школы, УрО РАН имеет и слабые стороны, которые могут затормозить реализацию стратегии. Это и устаревшее оборудование, и слабое знание рынка новых разработок и технологий.
Острый вопрос - старение кадров. Средний возраст доктора наук - 63 года. А привлекать к исследованиям талантливую молодежь пока не очень получается. И хотя еще четыре года назад средняя зарплата научного работника была 6-7 тысяч рублей, а сегодня достигает 30 тысяч, решение кадрового вопроса сильно тормозит проблема с жильем для молодых ученых (соответствующая федеральная программа приостановлена из-за кризиса).
- Если в инновационную систему не привлекать молодежь, стратегия не будет реализована, - уверен заместитель научного руководителя российского федерального ядерного центра ВНИИ технической физики Борис Литвинов. - Кадровый вопрос в науке привычно рассматривается на последнем месте. Хотя с него следовало начать разработку стратегии.
Вызывает тревогу ученых и затянувшаяся реорганизация РАН, выражающаяся в стремлении модернизировать академию путем существенного сокращения научных учреждений и количества исследователей.
Помешать осуществлению стратегических планов может и слабая востребованность научных разработок региональной промышленностью. Инновационной деятельностью сегодня занимается менее 10 процентов российских предприятий, а доля инновационной продукции в общем объеме производства составляет в среднем по России 4,5 процента, по УрФО же и того меньше - 2,6. Кроме того, академики признают, что пока попросту не научились доводить многие научные разработки до практического использования. А кооперация с предприятиями по доработке результатов НИР до товарных продуктов год от года уменьшается.
Валерий Черешнев, председатель комитета по науке и наукоемким технологиям Госдумы:
- Если реализовать стратегию удастся, что реально, это приведет к повышению качества жизни, развитию экономики, образования, культуры, здравоохранения, возникновению социально ориентированного бизнеса и формированию гражданского общества.
Но чтобы это произошло, необходимо навести порядок в нормативной базе. Например, в России до сих пор нет закона о статусе научного сотрудника. Во Франции ученый приравнен к госслужащему, в других европейских странах научный сотрудник имеет самостоятельный статус, который определяется соответствующим пенсионным обеспечением.
Также очень деликатный вопрос отношений власти и науки, управления наукой. У нас четко определена структура, отвечающая за разработку научной политики, - это министерство образования и науки РФ. А вот организации, ответственной за реализацию этой политики, нет. Не определена и конкретная структура, отвечающая за формирование госзаказа на научную продукцию. Поэтому наши ученые смутно представляют, какие инновационные разработки востребованы государством, на каком этапе, следует или нет в том или ином случае привлекать зарубежных партнеров и т. д.