Совет межрегиональной ассоциации "Большой Урал" не собирался пять с половиной лет. Экономический кризис вернул глав уральских субъектов РФ к идее тесного взаимодействия. Выход все регионы видят в кооперации.
- Если в начале кризиса все усилия были сосредоточены на том, чтобы сохранить предприятия, то сегодня их нужно направить на развитие внутреннего спроса, - обозначил задачу региональных властей полномочный представитель президента РФ в УрФО Николай Винниченко.
Регионы, входящие в "Большой Урал", благодаря разной направленности экономики пострадали от кризиса неравномерно. В третьем квартале 2009 года практически во всех субъектах, кроме Курганской области, ситуация в промышленности начала постепенно выправляться: в Башкортостане, Удмуртии, Тюменской области индекс промышленного производства в январе-июле 2009 года превысил 90 процентов к уровню аналогичного периода 2008 года. Наибольшее отставание пока сохраняется в Свердловской (75 процентов) и Челябинской (74) областях. Впрочем, все регионы имеют дело с одинаковыми проблемами: снижением налоговых поступлений, дефицитом бюджета, растущей безработицей и задолженностью по заработной плате.
- Необходимо подумать о создании нового эффективного механизма объединения и концентрации финансовых и организационных ресурсов на приоритетных направлениях, что может дать значительный синергетический эффект, - уверен президент ассоциации "Большой Урал" губернатор Свердловской области Эдуард Россель.
По его мнению, уральским регионам необходимо объединиться, чтобы противостоять конкурентам на глобальных рынках - ресурсов каждого отдельного субъекта РФ для этого недостаточно. В частности, нужно устранить ненужную конкуренцию между соседними регионами. Свердловский губернатор также предложил коллегам создать межрегиональные кластеры, разрабатывать совместные инновационные проекты, развивать сельское хозяйство на приграничных территориях, сотрудничать в сфере туризма.
Направления, в которых можно кооперироваться хоть сейчас, назвал президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов:
- Мы испытываем большие трудности с реализацией сельскохозяйственной продукции: рынки сбыта найти сложно, всюду действует местное лобби, требуются "откаты". Покупать у нас мясо могли бы соседние области.
Башкортостан приобретает в Челябинской области трамваи. В свою очередь Южный Урал заинтересовался автобусами башкирского производства. Однако предложений по кооперации в других сферах пока не прозвучало. Найти точки соприкосновения поручили исполнительному комитету ассоциации, который для этого должен детально изучить все региональные стратегии развития до 2020 года и определить, в чем можно объединить усилия.
- Это будет выгодно всем: и субъектам, и федеральным округам и Федерации в целом, - убежден председатель исполнительного комитета "Большого Урала" Владимир Волков. - И сейчас нам нужно отработать организационную форму взаимодействия, чтобы каждый участник был уверен, что его интересы будут учтены.
По мнению Эдуарда Росселя, сегодня наиболее важно сконцентрировать усилия на выработке мер по обеспечению динамичного развития регионов в посткризисное время, чтобы тем самым обеспечить более быстрые темпы восстановления промышленности.