В отличие от промышленных отраслей, торговля и в период экономической нестабильности остается локомотивом развития области. Хотя супермаркеты и магазины самообслуживания констатируют снижение оборотов.
- Несмотря на снижение темпов роста торговли, связанное с падением платежеспособности населения, Средний Урал остается регионом, привлекательным для вхождения иностранных игроков. У них большие ресурсы и своя культура управления, и в этом кроется опасность для регионального ритейла, - считает Людмила Ружанская, руководитель кафедры теории и практики менеджмента экономического факультета Уральского госуниверситета.
По мнению эксперта, местный рынок очень волатилен, он быстро растет и столь же быстро падает, и в данный момент это тормозит и инвестиции, и процессы слияний и поглощений. Если раньше инвестора можно было легко заинтересовать проектом, то сейчас привлекательность любого объекта подвергается тщательной оценке. Розничная торговля относится к среднему бизнесу, который, в отличие от замершего крупного и недостаточно самостоятельного малого, чувствует себя более или менее стабильно. В Свердловской области в период с июля 2008-го по июль 2009 года закрылось 252 предприятия розничной торговли, в это же время открылось 364.
Исследования показывают, что определяющим фактором при совершении покупки для всех слоев населения сейчас является цена продукта. Дополнительные преимущества -качество и быстрота обслуживания, широта ассортимента, близость магазина к дому. Бренд сети не играет в сознании большинства потребителей значимой роли. Поэтому наименьшему влиянию кризиса подверглась торговля в формате "магазин шаговой доступности", супермаркеты же более существенно пострадали от уменьшения оборота. Величина среднего чека в них упала на 8-12 процентов.
Эксперты рынка прогнозируют увеличение популярности крупных дискаунтеров, где товар можно приобрести со значительной скидкой, и сокращение доли супермаркетов. В целом спрос перераспределяется в пользу более дешевых товаров, отчасти тех, от которых в период высокого благосостояния люди отказываются, например тушенки. Закупаемая масса продуктов остается прежней, однако стоимость этой "корзины" уменьшилась.
Зарплаты в рознице Екатеринбурга, по данным исследований рынка труда, подверглись значительной корректировке у двух категорий сотрудников - бухгалтеров и товароведов, в то время как вознаграждение работникам зала осталось практически на прежнем уровне. Наиболее сильный удар кризис нанес по магазинам бытовой техники и автосалонам: около половины таких товаров приобреталось в кредит, и недоступность кредитных ресурсов для населения привела к резкому падению продаж в этом сегменте.
Операционный директор сети строительных и отделочных материалов Ян Боже констатирует снижение спроса на товары, которые необходимы при серьезном, дорогостоящем ремонте, требующем ломки стен или перемещения коммуникаций. Как одну из причин падения спроса на стройматериалы эксперт отмечает и отсутствие на рынке новой готовой жилой недвижимости: сейчас по всему Екатеринбургу идет активное строительство только в двух районах. Люди не въезжают в новые квартиры, и у них нет необходимости заниматься их обустройством. Желая успеха отечественным производителям, в том числе и региональным, господин Боже сообщает, что спрос переносится в более дешевый сегмент. Вследствие колебаний цен китайская продукция оказалась невостребованной, и теперь люди чаще выбирают отечественную сантехнику, которая оказалась более конкурентоспособной по качеству и цене.
Выявленные кризисом преимущества товаров отечественного производства описывает и директор по развитию сети магазинов нижнего белья Сергей Черезов. Эксперт, в отличие от большинства коллег, не отметил падения продаж (в частности, из-за того, что лето для данной товарной категории является периодом активного спроса). Сеть, по его словам, развивается, открываются новые торговые точки. Однако это происходит главным образом потому, что магазины похожего формата закрываются, поскольку их владельцы закупали товар в Европе. А те, чье производство находится в России, оказались в более выгодном положении.
Генеральный директор сети магазинов ткани Николай Зинчук оценивает снижение спроса по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 30-40 процентов, по некоторым категориям товаров - до 50-ти.
- Рынок ткани очень чувствителен: остановлены стройки, и новые шторы становятся не нужны, - рассказывает он. - Нам пришлось полностью отказаться от услуги установки карнизов - мужчины вспомнили, что сами умеют держать в руках молоток. Зато наблюдается некоторый подъем в сегменте недорогих тканей: по-видимому, женщины тоже вспомнили, что умеют шить, и расчехлили свои швейные машинки. Нынешнюю невысокую посещаемость магазинов мы склонны объяснять началом осени, когда взрослые заняты сбором детей в школы и уборкой урожая на приусадебных участках, поэтому будем ждать покупателей в октябре.
Генеральный директор сети книжных магазинов Тамара Пиманова рассказала, что рынок книг на Урале и в Сибири упал по отношению к прошлому году на 25-30 процентов, в то время как, например, в Москве вырос на пять процентов. До кризиса интенсивный прирост наблюдался по всей стране. Пиманова полагает, что медленное падение спроса будет продолжаться.
Ряд экспертов отмечает, что в мегаполисах торговые предприятия оказались в более выгодном положении, чем в небольших городах, в которых платежеспособность населения снизилась особенно резко.