Университеты Южного Урала готовы самостоятельно зарабатывать на инновациях

Вузы Южного Урала откликнулись на призыв федеральной власти об организации собственных производств. На прошлой неделе четыре высших учебных заведения Челябинской области сообщили о намерении открыть 32 предприятия. На сегодня список производств вырос до полусотни.

Заявки подали уже шесть вузов - практически все высшие учебные заведения естественно-научного направления региона.

Новые субъекты малого предпринимательства будут специализироваться в разных областях: металлургии и производстве систем экологической защиты на предприятиях этой отрасли, машиностроении, выпуске сельскохозяйственной и медицинской техники, разработке и лицензировании новых методов лечения различных заболеваний и т. д. Отдельный блок составит разработка и производство приборных комплексов контроля, регулирования и диагностики потребления энергоресурсов. Кстати, этими системами, произведенными в кооперации с партнерами, будет полностью оснащен комплекс зданий крупнейшего на Южном Урале университета, который и является одним из ведущих разработчиков.

Современный вузовский "хай-тек" охотно идет навстречу самым что ни на есть бытовым потребностям населения. Из этой серии - использующие в зимнее время уличный мороз холодильники или технология производства корсетной продукции для женщин. Последняя позволяет с помощью объемного сканирования фигуры получать не слишком дорогие, но в высшей степени индивидуальные изделия.

Для развития перспективного направления в правительстве региона создана рабочая группа во главе с вице-губернатором Юрием Клеповым. В нее вошли специалисты министерств образования и экономического развития области, а также ректоры вузов. В задачи рабочей группы входит разработка форм государственной поддержки малых предприятий, содействие в поиске инвестиций и потенциальных потребителей продукции.

Проснувшийся у руководителей высшей школы энтузиазм вполне объясним. Благодаря новациям в законодательстве, вузы-учредители получают официальную возможность конвертировать накопленный научно-технический потенциал в серийный выпуск продукции, сулящей ощутимую прибыль. Они смогут предлагать запатентованные научные разработки инвесторам, а полученные дивиденды направлять на дальнейшие научные исследования и другие свои потребности.

Единственное, о чем сожалеют представители вузов, так это о том, что реальные подвижки на федеральном уровне начались  только что. К примеру, федеральная программа "Старт", задача которой - поддержка инновационных предприятий через безвозвратное бюджетное финансирование, начала работать еще в 2004 году. С этого момента лишь Южно-Уральский госуниверситет способствовал открытию 50 инновационных предприятий, но… их совладельцем вуз в итоге не является.

Как заметил проректор по научной работе ЮУрГУ и руководитель регионального венчурного фонда Сергей Ваулин, университет и эти компании связывают скорее моральные обязательства. На определенной стадии развития любого успешного проекта те, кто занимается его реализацией, понимают, что вполне способны обойтись в дальнейшем собственными силами. Соответственно альма-матер, без методической базы и научных разработок которой предприятия бы просто не появилось, остается ни с чем. Иными словами, ученым великолепно удается создавать инновации, но не зарабатывать на них.

Правда, не всем. В лучшем для себя и худшем для высшей школы варианте разработчики перспективных проектов уходили в бизнес. При этом вузы теряли лучшие кадры.

Новый порядок предполагает сотрудничество как минимум на равных. Или… совсем не на равных. Как может быть иначе, если университет совершенно официально владеет блокирующим или контрольным пакетом акций созданного с его помощью предприятия? Равно как и юридически оформленными правами на ноу-хау, которые положены в основу производства продукции. Вопрос лишь в том, насколько такая форма отношений понравится тем самым ученым-предпринимателям, которые в перспективе уже видели себя неподотчетными родному ректорату - в том числе и финансово. Недаром многие из тех, кто уже прошел этот путь, оценивают перспективы начинания весьма скептически.

В ответ руководители вузов указывают на плюсы новой ситуации. Да, кто-то мечтает уйти на вольные хлеба. Но многие, напротив, пожелают вернуться. Например, ради  поручительства перед банками, обширной патентной и  методической базы. Или просто в силу того, что на промежуточной стадии между успешной разработкой продукта и его внедрением большинство фирм находится в весьма уязвимом положении. Ведь далеко не каждая успешная разработка находит применение. К примеру, в свое время в одном из университетов Челябинска была разработана эффективная технология, позволяющая значительно повысить добычу нефти на среднедебитных и малодебитных скважинах - от 30 до 300 процентов соответственно. Однако российские нефтяники, успешно опробовав новинку на Северном Урале, вкладывать деньги в ее серийное производство не пожелали. В отличие, кстати говоря, от американцев.

Оказавшись в подобном положении, многие фирмы из числа некогда "подшефных" вузам терпят крах или балансируют на грани. Между тем возвращение под покровительство альма-матер позволило бы решить эту проблему. А заодно появление в орбите высшей школы собственных предприятий помогло бы решить и проблему трудоустройства самых перспективных студентов. К примеру, уже заявленные к открытию производства, по оценке руководителей  вузов и областного министерства экономического развития, обеспечат рабочими местами более 700 выпускников и молодых ученых.

Комментарий

Василий Бледных, академик, бывший ректор Челябинского агроинженерного универ­ситета:

- Исходя из своего опыта, могу сказать, что отношения инновационных предприятий с вузами - это вечная проблема, формализовать решение которой невозможно. Успех или неуспех малого бизнеса в системе высшей школы по-прежнему будет зависеть почти исключительно от человеческого фактора. То есть от позиции руководителей высшего учебного заведения, от умения соблюдать баланс интересов вуза и авторов-разработчиков. В этом плане принятие закона - огромный соблазн для видящих в нем набор рычагов давления на изобретателей... Без них даже действующая технология зачастую остается грудой мертвого железа, права на которую не принесут никакой пользы. Это не умозрительные рассуждения, это выводы из практики…