На первенство мира в Берлин я приехал с огромнейшим досье на почти всех и каждого, кто мог претендовать на победу. И когда темная, как ночь, бегунья с невиданной легкостью попала в финал, вдруг выяснил: такой спортсменки вообще никто не знает.
Ее не то чтобы и нет, но впервые ее неведомое имя мелькнуло на совсем недавнем чемпионате ЮАР. Спустился вниз, в микст-зону и натолкнулся на дающую интервью своим соотечественникам Кастер. Поверьте, вблизи, с двух шагов это было нечто. Мускулистый парень с короткой мальчишеской стрижкой играл бицепсами будто толкатель ядра. Рост, вес, вся так и прущая удалая стать выдавала в бегунье ярчайшего представителя мужского пола. Я ужаснулся. Последний раз такое видел я, юный спортивный репортер, лет эдак 35 назад, когда на эстафете "Вечерней Москвы" познакомили меня со знаменитой легкоатлеткой и волейболисткой Александрой Чудиной. Бедная Чудина с ее редкой половой принадлежностью курила "Беломор", говорила хриплым мужским голосом, носила пальто, уж точно купленное в мужской секции ГУМа. Злословили, тем не менее, будто она со своими странными половыми признаками разбила не одно женское сердце, и даже намекали: была причастна к ряду семейных, в том числе и одной очень громкой, трагедий.
А в Берлине представители ИААФ объяснили мне, что Семеня (был я прав) появилась на легкоатлетическом горизонте совсем недавно, поэтому вопроса допускать - не допускать ее на чемпионат даже и не было. Фактически старт на берлинском первенстве оказался первым в ее спортивной карьере. И пробежать в финале ей дали, продемонстрировав невиданное зрелище: Кастер опередила всех больше чем на две секунды. О дисквалификации речи не заводили. Считалось, что это нарушит права человека. А вот о гендерном тесте разговор шел. Выяснилось, что на точный ответ: мальчик - гермафродит - девочка - потребуется больше двух месяцев.
Но, признаться, ответа и не очень-то требовалось. Все было настолько ясно, что Семеню даже не запустили на обязательную для всех призеров пресс-конференцию. На обвинения в нарушении регламента в ЮАР ответили своеобразно: заклеймили всех в расизме. С таким же успехом можно было обозвать миллионы и миллионы сомневающихся антисемитами или русофобами. За обращением правительства ЮАР в ООН могло бы последовать и обращение к Папе Римскому и к самому Господу. Но я просто говорил с бегуньями, стартовавшими с Кастер: они не хотели даже находиться с ней в одной раздевалке. Однако пришлось.
После первенства мира события развивались медленным своим чередом. Главное, что и тест-то подтвердил очевидное. И хотя южноафриканские умельцы однажды обрядили Кастер в элегантное платье и намакияжили ее так, как не удалось бы и Кардену с Лакруа, все эти уловки выглядели смехотворно. Кастер - совсем не девчонка.
Но вопреки всему напишу: мне ее страшно жалко. Все равно все выплывет или уже выплыло наружу. А человека это может ранить на всю жизнь. И потому я с абсолютным пониманием отношусь к позиции ИААФ. Как официальный член ее Пресс Комиссии, получил я официальное коммюнике. Тесты - тестами, а окончательное решение по делу будет принято 20 - 21 ноября в Монте-Карло на заседании Совета ИААФ. Пока же никаких заявлений, опровержений или комментариев не последует.
Можно сказать, что руководители спорта ЮАР сами загнали себя в ловушку. Нет из нее выхода. И нет жалости к людям, использовавшим Кастер в своих целях: на что надеялись? Неужто думали, не заметят. Но так хотелось выиграть "золото". А в итоге Семеня попала в такую золотую клетку, откуда нет и не может быть выхода. Даже запасного. Страдать бедному спортсмену до конца несчастливых дней своих от насмешек и вечных намеков. Повод-то - отличный.
Пол определяют по слюне
С Олимпийских игр 1968 года гендерные тесты обязательны для всех спортсменов. Обычно у атлетов берется соскоб слюны. У женщин анализ должен показать в каждой клетке ХХ-хромосомы, у мужчин - ХY.
Впрочем, в Y-хромосоме есть небольшой, именуемый SRY, который может "перепрыгнуть" на Х-хромосому. В этом случае получится набор ХХ, но по виду такой человек будет похож на мальчика. Или же наоборот: в случае мутации этот ген может перестать работать в Y-хромосоме. Тогда мужчина будет похож на женщину. По словам специалистов, встречаются случаи нечувствительности к андрогенам - к мужским гормонам (например, тестостерону). Человек имеет хромосомный набор XY, но это не значит, что он мужчина.