23.09.2009 23:00
    Поделиться

    Лидер "Воскресения" Алексей Романов отпразднует сегодня день рождения на сцене

    "Воскресение", одна из главных российских групп конца прошлого века, никогда не стремилась на первый план, крайне редко отмечалась на экранах телевизоров, выпустила не так много песен.

    Но эти песни в отличие от произведений других коллективов, гораздо более заметных, легко пережили прошедшие десятилетия и сегодня звучат не менее свежо, чем в момент их написания. С какими мыслями лидер и основатель "Воскресения" Алексей Романов готовится к юбилейному концерту в ГЦКЗ "Россия" в ДС "Лужники" выяснял корреспондент "РГ".

    Российская газета: Алексей, юбилейный концерт в честь 30-летия "Воскресения" пройдет 24 сентября - вы специально назначили его на свой день рождения или это какая-то дата, связанная с группой?

    Алексей Романов: С днем рождения вышло забавно, но, честное слово, просто в этот день оказался свободен концертный зал. И никакой четкой даты основания группы, конечно же, нет. Летом 1979 года в учебной студии ГИТИСа, где звукорежиссером работал Саша Кутиков, можно было по ночам репетировать. У меня собрался к тому времени некий репертуар, и мы - Олег Лосев, Женя Маргулис, Сережа Кавагоэ, Андрей Сапунов, Алексей Макаревич, Петр Подгородецкий и я - в свое удовольствие проводили там время, записали несколько песен.

    РГ: И они как-то очень быстро стали популярны: и "Кто виноват", и "Я привык бродить один", и "Случилось что-то в городе моем"... Наверное, и сами были удивлены?

    Романов: А мы их отдали в Мировую службу Московского радио, вещавшего тогда на английском языке. Дело шло к Олимпиаде, и у музыкальных редакторов были свои личные фонотеки, которые они могли пополнять и использовать по своему усмотрению. Так, страна впервые услышала множество замечательных коллективов, например, "Магнетик Бэнд", группу Алексея Белова, "Машину времени" и много-много еще кого.

    РГ: Вы постоянно работаете со своими классическими вещами, то делаете звук жестче, то уходите в акустику, а сейчас и вовсе будете выступать с симфоническим оркестром...

    Романов: Оркестр академии имени Маймонида появился ради праздника, я кому-то недавно сказал, что если бы не кризис, то мы бы отмечали юбилей не с оркестром, а с цыганами, медведями и балеринами.

    РГ: Неужели оркестр обойдется дешевле?

    Романов: Конечно, дешевле, ведь оркестр студенческий, это для ребят что-то вроде курсовой работы. (Смеется.) Мы провели уже несколько репетиций, и, честно говоря, я был поражен звучанием тех самых песен, которые играю уже много лет, и главная проблема для меня сейчас - это не начать отвлекаться, прислушиваясь к оркестру. Я вдруг услышал в своих песнях какие-то новые мелодические линии... Все-таки симфонический оркестр - это самый совершенный музыкальный инструмент.

    РГ: Глядишь, у вас и вкус появится к этому делу и вдохновит на что-то дальше?!

    Романов: Да, я на эту тему задумываюсь, но помалкиваю, чтобы не спугнуть. Это было бы здорово.

    РГ: А вы не задумывались, почему те самые классические ваши вещи 70-х годов - "Кто виноват", "По дороге разочарований", "Снежная баба", до сих пор живы и востребованы публикой?

    Романов: Не знаю, по мне так ничего там особенного нет, все очень наивно, примитивно, может быть, обаятельно, может быть, нам просто повезло, что мы оказались в нужное время в нужном месте. Я был молодой, глупый, не знал, что я делаю, вот и получалось, а сейчас стал умный и мне очень тяжело сочинять. Тогда я спокойно проходил сквозь стену и не видел никаких препятствий.

    РГ: А сегодня слушателю и вам в этих песнях открываются те же "побочные линии"...

    Романов: И для меня самого собственный текст достаточно долго может оставаться загадкой. Некоторые строчки обретают новый смысл с годами, и я не всегда знаю, какие секреты там могут выплыть. Мне может казаться, что я пишу "вставай проклятьем заклейменный", а потом выясняется, что это песня о том, как девушка ушла к другому.

    РГ: И о чем, вам казалось, была песня "Кто виноват"?

    Романов: Я долго был в полной уверенности, что она про любовь. Но потом вдруг увидел, что в песне просто прямым текстом говорится о том, что хватит ныть и давай иди сражайся. Пальцем в небо, что называется.

    РГ: Получается, ваша музыка учит людей жить.

    Романов: Знаете, нельзя ничему научить, можно только научиться. Здесь нужна, видимо, какая-то обоюдная открытость. Может быть, меня действительно интересно слушать, но что там срезонирует в душе у слушающего? Если о чем-то хорошем он начинает размышлять, значит, нам обоим сильно повезло. Насильно загнать человека в рай все равно не удастся.

    РГ: Вас еще не замучили требованиями нового альбома? Да и то сказать, последний вышел еще в 2003-м.

    Романов: Разумеется, я все время что-нибудь сочиняю, но пока получаются вещи привычные, которые не очень интересно доделывать до конца. Если я над чем-то буду увлеченно работать, так над тем, чего еще не делал ни разу. А впрягаться в рутину и выдавать пластинку в год... Теоретически это возможно, но для меня абсолютно неинтересно и поэтому, слава богу, что у меня нет никаких контрактов со звукозаписывающими компаниями.

    РГ: А между тем многие музыканты из тех, с кем вы начинали, заработанные на контрактах день ги пустили в оборот, открыли рестораны, торговые сети, запустили телепередачи...

    Романов: А я трачу все, что зарабатываю, и пока еще не голодаю. Бизнес - это отдельный талант, я уверен, у меня тут ничего не получится, хотя и не пробовал. Все делается по любви, это надо было в 7-м классе торговать меченосцами, а потом на 5-м курсе спекулировать мохером...

    РГ: Готовясь к разговору, я наткнулся на неожиданную для себя информация о том, что часть сборов от юбилейного концерта группа передает церкви...

    Романов: Да, это так. А мы и сам концерт первоначально предполагали устроить на Соборной площади в Кремле, на что было получено одобрение Патриарха Алексия II, и общий тон празднования 30-летия группы планировался быть такого духоподъемного, православного настроя, что показалось нам красивым и романтичным. Между прочим, когда-то наша группа называлась "Воскресенье" с мягким знаком в конце, и кроме названия дня недели мы ничего не имели в виду. Но однажды какой-то чиновник минкульта возмутился: "Что это у вас за группа с церковным названием!" А мы и обрадовались: товарищи начальники невольно придали нашей работе духовное содержание и тем самым обязали нас быть более строгими к собственным мыслям и поступкам.

    Поделиться