Два перстня обладателя Кубка Стэнли, высших наград чемпионатов мира и России в коллекции Олега Твердовского столько, что хватило бы, пожалуй, на полдюжины других, менее удачливых хоккеистов. Уже в шестнадцать лет питомец донецкой хоккейной школы оказался востребован именитыми "Крыльями Советов", в восемнадцать был поставлен на драфт под вторым номером "Анахаймом", а вскоре дебютировал в НХЛ. Харизматичного защитника "Салавата Юлаева" и сборной страны, красавца-атлета по прозвищу Т-70, смело можно отнести к самым опытным, титулованным и мастеровитым игрокам Континентальной хоккейной лиги, первенство которой стартовало на исходе первой декады сентября.
- Олег, ваш контракт с "Салаватом" заключен на пять лет. Не многовато ли?
- Когда переходишь определенный рубеж, нет желания менять команды, хочется стабильности. Скорее всего, энхаэловский этап карьеры для меня закончен, поэтому в России интересно поработать в клубе с высокими амбициями, который ставит перед собой серьезные задачи. Скажем так, наши интересы совпали.
- То, что клуб возглавил наставник национальной команды, - это дополнительные бонусы или скорее повышенная ответственность?
- Конечно, в любом случае для всех кандидатов в сборную это дополнительный стимул показывать хорошую игру, поскольку ты всегда на виду, под присмотром, под прицелом...
- На ваш взгляд, двум подряд победам сборной России на чемпионатах мира все-таки сопутствовал элемент везения либо сказка стала былью благодаря тренерскому таланту Вячеслава Быкова?
- Я думаю, эти успехи непосредственно связаны с приходом Быкова и его тренерского штаба. Долгие годы в сборной не было порядка, дисциплины, четкой игровой схемы. Царила какая-то не очень положительная, так скажем, атмосфера. Сейчас все коренным образом изменилось.
- На последнем ЧМ-2009 в Швейцарии для вас весьма неудобным соперником оказалась дружина Беларуси. И матч с ней получился трудным, и преимущество было минимальным...
- Сейчас все сборные играют в хороший хоккей. Вместе с тем, не думаю, что мы не восприняли соперника серьезно и позволили себе расслабиться, знали - белорусы будут играть вторым номером, от обороны, а взломать оборонный замок не так просто. Матч вышел напряженным, как и ожидалось, а в подобных поединках исход порой решают любые мелочи.
- Вам ведь не впервой встречаться с белорусами, а во втором поединке на Олимпиаде-2002 при счете 2:2 именно вы забросили шайбу, ставшую в известном смысле переломной. Помните, как это было?
- Да, конечно. Это была игра за третье место. Мы, правда, в конечном итоге победили с крупным счетом, но матч получился действительно сложным. Сейчас, повторюсь, нет слабых соперников, нет проходных встреч, как раньше.
- Один из лучших, вне всяких сомнений, периодов своей карьеры вы провели в "Анахайм Майти Дакс", где выходили на лед вместе с белорусом Русланом Салеем...
- Да-да, мы играли вместе в общей сложности три года. Это не только, наверное, один из достойнейших представителей белорусского хоккея, но, считаю, один из лучших защитников лиги, уже хотя бы потому, что так долго и стабильно выступает на высоком уровне. Я думаю, Беларусь должна гордиться таким мастером.
- В вашем послужном списке - два Кубка Стэнли в составе "Нью-Джерси" и "Каролины". В каком из этих клубов вы чувствовали себя более комфортно?
- Их нельзя сравнивать, каждый раз это разные ощущения, новые переживания и эмоции. Поэтому могу сказать только хорошее об обоих клубах.
- С вашим опытом можно позволить себе где-то расслабиться, на тренировке чуток недоработать, сыграть на площадке на чистом классе?
- Напротив, думаю, чем становишься опытнее и старше, тем тренироваться нужно больше, дольше и упорнее, поскольку, к сожалению, организм человека стареет и изнашивается. Чемпионат длинный и тяжелый, и организму нужно помогать. Как-никак, в моей карьере это 18-й профессиональный сезон.
- Читал, что "Серебряную салатницу" вы привозили в Омск и Москву. А в Донецк?
- Была такая мысль, но в последний момент сорвалось.
- А вообще, часто навещаете родной город - у вас ведь, наверное, близких там уже и не осталось?
- Да, был очень давно, последний раз, наверное, лет пять-шесть назад.
- Ваши родители и сестра сейчас живут в Америке?
- Родители в Лос-Анджелесе, в нашем доме, сестра учится в Нью-Йорке.
- А жена с сыном?
- Там же, в Лос-Анджелесе. Она сейчас в положении, мы ждем второго мальчика.
- Правда, что Наташа была болельщицей "Спартака" и вы в каком-то смысле благодаря этому познакомились?..
- Нет, неправда. Познакомились мы на свадьбе моего друга. В свое время он играл и в "Спартаке", и в других клубах тоже. А Наташа до этого была к хоккею совершенно равнодушна. Зато сейчас уже разбирается в нем совсем неплохо.
- Негодяев, похитивших ради выкупа вашу маму, нашли?
- Конечно, и они понесли суровое наказание.
- Олег, не стань вы хоккеистом, какое занятие могло бы вас увлечь?
- Не знаю, но в принципе я в школе хорошо учился. Наверное, получил бы потом какую-то серьезную профессию.
- Вы выиграли почти все, что могли, - чемпионаты России, мира, два Кубка Стэнли, "бронзу" Олимпиады. Осталась, наверное, одна нереализованная мечта?
- Естественно, хотелось бы выиграть олимпийское "золото". Но в Ванкувер очень долгая дорога, на сегодняшний момент много хороших игроков являются кандидатами в российскую сборную. И первая задача - просто попасть в эту команду, которую, думаю, можно считать фаворитом будущих Игр.