В воскресенье в Берлине царило солнце. Двадцать градусов в тени - почти лето. Хороший повод, чтобы прогуляться до ближайшего избирательного участка и отдать свой голос за тех или иных кандидатов в депутаты бундестага. Казалось бы. На самом деле даже в послеобеденные часы жители столицы неохотно отправлялись на голосование.
Вот и канцлер, председатель Христианско-демократического союза (ХДС) Ангела Меркель на выборы не спешила. Она предпочла хорошенько выспаться после Питсбурга. По крайней мере об этом она заявила накануне выборов, чтобы продемонстрировать свою уверенность в победе. \\\"Я буду, скучая, ждать результатов. Все равно от меня ничего не зависит\\\", - кокетливо поделилась канцлер ФРГ.
Лишь после обеда она появилась на своем избирательном участке - в столовой берлинского университета имени Гумбольд та. Как всегда, дружелюбно поприветствовала репортеров и помощников по проведению выборов, удалилась с бюллетенем за ширму и, вернувшись, аккуратно опустила его в урну.
Не дрожала рука и у другого претендента на пост канцлера - социал-демократа (СДПГ) Франка-Вальтера Штайнмайера. Он пришел на избирательный пункт в одной из школ берлинского района Целендорф вместе со своей очаровательной женой Эльке. Обступившим его журналистам он уверенно сказал: \\\"Мы победим!\\\"
Предварительные прогнозы показали рекордную за всю историю парламентских выборов апатию избирателей. Ажиотажа не было ни на востоке, ни на западе страны. В школах, домах престарелых и университетах, а именно в этих общественных учреждениях обычно размещаются избирательные пункты, все проходило чинно, организованно и... скучно.
Несмотря на распространявшиеся перед выборами угрозы террористов, особые меры безопасности не принимались.
Ни на одном избирательном участке не было полиции. Представитель берлинской полиции объяснил \\\"РГ\\\", что так оценили степень реальной опасности. Лишняя охрана ни к чему. Главное: выборы должны проходить в спокойной, дружелюбной атмосфере.
Предвыборная кампания была, пожалуй, самой скучной в истории немецкой демократии. Не из-за нордического характера немцев. Он тут уж точно ни при чем. Предыдущие выборы доказали, что немцы способны к пламенным проявлениям чувств.
Причина в другом. Во-первых, и канцлер Ангела Меркель, и министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер (СДПГ) вовсе не хотели выступать как противники, чтобы не испортить отношений. А вдруг снова придется править вместе? Во-вторых, обоим были связаны руки: как критиковать антагониста, если все, что делали четыре прошедших года, делали вместе. Все законы, все меры противостояния кризису обсуждали за одним столом.
Пикантности предвыборной борьбе придавала и уверенность избирателей в том, что Меркель, как ни крути, останется канцлером. Никогда еще не было столько математических вариантов создания коалиции и редко так мало фактических возможностей для этого.
Каждый избиратель был уверен: как бы он ни проголосовал, реальных вариантов только два: либо "черно-желтые" - христианские демократы со свободными демократами, либо "черно-красные", то есть продолжение существующей большой коалиции. Ведь свободные демократы отказались от коалиции с социал-демократами, которые ни в какую не хотели альянса с Левой партией. А "зеленые", в свою очередь, не пожелали объединяться со свободными демократами. Как заметил кто-то из юмористов накануне выборов, немецкие партии страдают одной общей болезнью - взаимной непереносимостью. Прошедшие выборы это показали на деле. Поверив своему канц леру, что от них ничего не зависит, избиратели проголосовали ногами.
Результаты выборов в бундестаг согласно экзитполам после закрытия избирательных участков