Госдума ужесточила наказание для организаторов преступных группировок.
Депутаты в минувшую пятницу поддержали в первом чтении два президентских законопроекта с поправками в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Один из них позволяет рассматривать уголовные дела террористов и экстремистов сразу в высшей судебной инстанции - Верховном суде РФ. Вторым законопроектом вводятся более суровые санкции за преступления, совершенные организованной группой.
Цифры, которые сообщил на пленарном заседании нижней палаты парламента полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх, были настолько "упрямы", что не оставляли у народных избранников никаких сомнений в своевременности предложенных Дмитрием Медведевым мер. Несмотря на то что "лихие девяностые" остались в прошлом, число преступлений, совершенных членами ОПГ, продолжает расти.
Между тем в правоохранительных органах нередко "догадывались", кто стоит за тем или иным преступлением, кто руководит им. Но к ответственности могли привлечь только непосредственных исполнителей. Тем, кто создал преступное сообщество, кто им руководил, удавалось уйти от ответственности. Теперь и "теоретики" надолго могут попасть за решетку. Согласно законопроекту за руководство организованной преступной группой, координацию преступных действий, создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими ОПГ, разработку планов и условий для совершения преступлений, а также раздел сфер преступного влияния и преступных доходов человек, занимающий высшее положение в преступной иерархии, так называемый "вор в законе", может быть наказан лишением свободы на срок от 15 до 20 лет или пожизненным заключением. Причем надеяться на смягчение наказания он сможет, только отбыв не менее трех четвертей срока.
Законопроектом повышаются низший и высший пределы санкций за совершение преступлений в составе ОПГ. Минимум лишение свободы на 12 лет, а не на 7, максимум - 20 лет (было 15). И даже простое участие в преступном сообществе наказуемо - лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей.
"Полагаю, что подобная схема определения наказания может быть применена и в законе о противодействии коррупции", - считает руководитель фракции ЛДПР Игорь Лебедев. Коррупционеры, по его словам, тоже редко действуют в одиночку, а сообщество коррупционеров имеет общую с ОПГ цель - получение финансовой или иной материальной выгоды. "Применение этой схемы к коррупционерам позволит более качественно бороться с этим явлением", - убежден Лебедев. Зампред Комитета Госдумы по безопасности "справоросс" Геннадий Гудков также считает президентскую идею правильной.
С пониманием думцы отнеслись и к возможному изменению территориальной подсудности по особо тяжким уголовным преступлениям, связанным с терроризмом, - захвату заложников, созданию незаконных вооруженных формирований, угону воздушного судна. По ходатайству Генерального прокурора РФ или его заместителя в случае возникновения реальной угрозы безопасности участникам процесса уголовное дело о преступлениях террористического и экстремистского характера может быть передано в Верховный суд РФ. Как заявил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев, принятие этих президентских поправок в УПК позволит обезопасить жизни участников судебных процессов, связанных с рассмотрением дел по статьям о терроризме. Кроме того, по мнению Груздева, "без лишнего давления на участников судебных процессов рассмотрение уголовных дел, связанных с терроризмом, не будет затягиваться".