Около месяца осталось участникам государственных закупок для того, чтобы изучить и поменять критерии оценки заявок в конкурсах по госзаказу. С 1 ноября вступают в силу новые правила оценки, утвержденные постановлением правительства РФ (опубликованы в "Российской газете" от 25.09.09 г.). Данное постановление устанавливает единый порядок оценки всех заявок на все виды работ и услуг для всех заказчиков любого уровня власти. Ранее организатор конкурса мог самостоятельно устанавливать порядок оценки заявок. По словам Михаила Евраева, начальника управления по контролю за размещением государственного заказа ФАС России, благодаря этому постановлению существенно упорядочится вся процедура конкурсов в нашей стране, будет снижена возможность проведения недобросовестных торгов.
Эксперты, отмечая важность документа, обращают внимание на то, что с его принятием опоздали на два года. Сегодня при размещении государственного заказа в большинстве случаев используются аукционы. Считается, что аукционы более прозрачные, выбор победителя осуществляется только по цене. Подобный подход, по мнению экспертов, позволяет выбрать самое дешевое, но далеко не всегда наиболее эффективное решение. "Для получения следует учитывать помимо цены и ряд других критериев, от функциональных характеристик до условий гарантий качества, - рассказал "РБГ" Кирилл Кузнецов, руководитель Центра эффективных закупок "Тендеры.ру". - Все это возможно при проведении конкурсов. Однако отсутствие единого порядка оценки позволяло организаторам конкурсов подгонять результаты под нужного поставщика".
Как рассказал "РБГ" Сергей Габестро, председатель совета директоров Межотраслевой торговой системы "Фабрикант", Федеральный закон о госзакупках N 94-ФЗ ранее давал общее описание основных критериев оценки заявок в конкурсах по госзаказу. При этом он не предоставлял единой методологии установки критериев и не детализировал их.
"Зачастую ситуация выглядит так: техническое задание для проведения торгов пишется под конкретного поставщика, и все остальные принять участие в торгах не могут", - пояснил эксперт.
"Сегодня ситуация с государственными закупками не может удовлетворять ни государственных заказчиков, ни компании, участвующие в конкурсах, - говорит Михаил Иванков, заместитель генерального директора, директор департамента госконсалтинга АКГ "Развитие бизнес-систем". - В чем причина сложившегося положения? По моему мнению, ситуация объясняется прежде всего несовершенством нормативной базы, наличием значительного количества пробелов в законодательстве о государственных закупках, которые порождают непрозрачность конкурсных процедур, возможность произвольного манипулирования критериями конкурсного отбора и способами определения победителя как со стороны государственных заказчиков, так и со стороны недобросовестных участников размещения государственного заказа. Поэтому постановление - это тот документ, которого долго ждали. Самое важное в нем - это установление прозрачных и понятных критериев оценки заявок участников конкурсов и определения результатов конкурсных процедур".
"Согласно документу, законодатель может устанавливать, что 55 процентов предложенных критериев оценки заявок участников - это абсолютно объективные вещи: цена, условия гарантии и поставки, - пояснил Сергей Габестро. - Установлена максимальная значимость отдельных критериев, что также страхует от принятия заведомо неправильной значимости критериев на стадии формирования документации. С момента вступления в силу постановления порядок оценки будет единообразным, что позволит избегать отдельных недоразумений при проведении конкурса".
По мнению Михаила Иванкова, наиболее важными новациями являются утвержденная единая формула определения рейтинга по критерию цена контракта. Теперь манипуляции с этим критерием станут невозможными, считает эксперт. Далее зафиксированы нижняя граница возможного уменьшения конкурсантом срока исполнения контрактов и верхняя граница сроков гарантии качества. В соответствии с новыми правилами сокращение срока исполнения работ более чем наполовину от установленного заказчиком и увеличение срока гарантии более чем наполовину от установленного теряет смысл.
"Это имеет особую важность для научно-исследовательских работ и услуг, - пояснил Михаил Иванков. - Надеюсь, теперь уйдут в прошлое такие ситуации, когда победителями конкурсов признавались организации, готовые выполнить научно-исследовательские работы стоимостью в несколько миллионов или десятков миллионов рублей за один день, а то и за один час. Или дающие формальную гарантию качества выполненных НИРов, измеряемую десятилетиями, при этом не давая никакой гарантии, что организация-победитель в течение этого времени не "испарится". Уверен, что от введения новых правил выиграют и государственные заказчики, и участники конкурсных процедур".
Однако при всей "красоте документа" проблема прозрачности государственных закупок, по мнению экспертов, решена будет только частично.
"К сожалению, указанный порядок оценки задачу построения прозрачной и четкой системы оценки решает лишь частично, - считает Кирилл Кузнецов. - Он содержит мелкие нестыковки с действующим законодательством (к примеру, требует заключать контракт по цене, представленной в заявке, тогда как Федеральный закон N 94-ФЗ допускает снижение цены по согласию сторон), а также вносит дополнительные ограничения в установлении значимости критериев, которые не были предусмотрены федеральным законодательством. При этом, даже работая в рамках данного порядка, заказчик по-прежнему может влиять на результаты конкурса. Эти возможности стали несколько ограничены, но не более того".
Недобросовестность после выхода постановления также полностью пресечена не будет. "Проще говоря, теперь, когда заказчики будут писать технические задания под конкретного поставщика, факты нечистоплотности или недобросовестности можно будет быстрее выявить, - считает Сергей Габестро. - На мой взгляд, нарушения все равно будут, так как постановление дает на выбор два критерия, по которым должны оцениваться заявки участников. Если организатор торгов заинтересован в проведении честных торгов без подтасовок, то он выберет объективные критерии, по которым оценит заявки. Однако в случае торгов по сговору будут выбраны те условия, которые могут рассматриваться субъективно.
Критерии оценки заявок по госзаказам не изменились, постановление лишь раскрывает порядок их применения. При правильном применении они более чем приемлемы и достаточны для нужд госзаказчиков и соответствуют требованиям федерального закона о госзакупках. Тут выиграет исполнитель госконтракта, так как теперь ему будут понятны те критерии, по которым будет рассчитана оценка его заявке".