28.09.2009 23:52
    Поделиться

    Сотрудников ФНС будут наказывать запретом на профессию за неправомерные действия

    Сотрудника ФНС могут "удалить с поля" на три года

    Похоже, заветная мечта предпринимателей о том, чтобы налогового инспектора можно было привлечь к ответственности за неправомерные действия, может исполниться. Минэкономразвития внесло в правительство поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые вводят дисквалификацию, то есть запрет на профессию на 3 года "для нерадивых проверяющих", сообщил директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Андрей Шаров.

    Кроме того, как сообщает Интерфакс-АФИ, подготовлен список незначительных правонарушений примерно из тридцати позиций, по которым выносится лишь предупреждение и не взимается штраф. По мнению экспертов, это может стать действенным механизмом защиты бизнеса от предвзятости и злоупотреблений в ходе налоговых проверок и заставить налоговиков лишний раз подумать, прежде чем предпринимать действия, которые могут нанести вред компании. Главное - преодолеть сопротивление чиновников минфина, которые считают, что действующих законодательных норм достаточно для защиты от произвола налоговиков.

    Сегодня Кодексом об административных правонарушениях не предусмотрено никакой ответственности для так называемых "нерадивых налоговых проверяющих". Налоговики в настоящее время никакой юридической ответственности за свои неправомерные действия не несут. При этом они довольно часто, проводя камеральные налоговые проверки, обязывают налогоплательщика представлять документы и материалы, имеющие к предмету проверки очень отдаленное отношение или не имеющие вовсе, говорит гендиректор юридического бюро "Падва и Эпштейн" Юлия Михалычева. "К сожалению, нормы Налогового кодекса вкупе с информационными письмами минфина позволяют это сделать", - считает она.

    В 2008 году уже рассматривались предложения, например Высшего арбитражного суда, о привлечении к ответственности налоговиков за то, что они нанесли ущерб компании своими незаконными действиями, путем возмещения материального и нематериального вреда. Также в течение последних двух лет в воздухе витала идея о включении в УК РФ статей, предусматривающих уголовную ответственность должностных лиц за незаконные налоговые проверки. Однако эти инициативы натолкнулись на непонимание со стороны минфина, так как, по его мнению, действующие меры ответственности достаточны, чтобы компании могли оградить себя от произвола чиновников. Но налоговые отношения имеют свою специфику, и далеко не всегда противоправные действия сотрудников ИФНС подпадают под формулировки "злоупотребление должностными полномочиями", рассказывает Юлия Михалычева.

    Сегодня единственной нормой уголовной ответственности налогового работника может быть ответственность за злоупотребление служебным положением, но она распространяется только на руководителей налогового органа, говорит Эдуард Кучеров, руководитель департамента налогов и права "Бейкер Тилли Русаудит". Сам налоговый орган может применить к своим недобросовестным сотрудникам различные дисциплинарные меры воздействия вплоть до увольнения. Однако подобный скудный арсенал мер не защищает добросовестных предпринимателей, говорит эксперт.

    Эксперты поддерживают меры, предложенные минэкономразвития. По их мнению, трехлетняя дисквалификация станет достаточно серьезным наказанием для провинившихся чиновников. "Необходимости в пожизненной дисквалификации нет, поскольку существующее регулирование государственной службы и так создает определенные барьеры для найма лиц, которые ранее привлекались к ответственности за нарушение законодательства", - поясняет Эдуард Кучеров.

    "Без изучения текста поправок невозможно давать заключение о нужности именно этого конкретного предлагаемого шага. Любая грамотная инициатива, направленная на защиту предпринимателей от коррупционеров-чиновников, недобросовестных проверяющих и других "обстоятельств", затрудняющих ведение нормального, прозрачного бизнеса, нужна и важна. Но самое главное в таких инициативах - это конкретный механизм реализации, чтобы новеллы законодательства и регулирования становились реально работающими нормами, а не декларациями", - резюмирует Юлия Михалычева.

    Поделиться