В понедельник Парламентская ассамблея Совета Европы решала, сможет ли она работать в отсутствие российской делегации.
Разумеется, повестка дня открывшейся в Страсбурге сессии кроме вопросов, прямо или косвенно связанных с нашей страной, включала экологические и правовые вопросы европейского масштаба. А также основное и наиболее драматичное, по мнению многих западных депутатов, событие - выборы нового генерального секретаря Совета Европы. Но все же подавляющее большинство "горячих" тем, предложенных для дискуссии, имели отношение к России.
В этой связи перед руководством ПАСЕ остро встал вопрос о том, что делать с письмом, которое подписали 72 участника сессии. Они требовали приостановить полномочия российской делегации в связи с невыполнением Москвой предыдущих резолюций ассамблеи по Абхазии и Южной Осетии. Парламентарии приняли соломоново для первого дня работы решение - отправили документ на рассмотрение комиссии по мониторингу. Докладчиком по этому вопросу назначен депутат Андреас Гросс. Источники в российской делегации назвали "РГ" его кандидатуру приемлемой - Гросс заслужил репутацию человека непредвзятого и способного к объективному, деполитизированному анализу.
Альтернативой Гроссу мог стать один из 72 "подписантов", занимающий откровенно антироссийскую позицию. Но тот в качестве докладчика не прошел. Против его кандидатуры выступили 25 членов комиссии по мониторингу, за - только 14.
Впрочем, даже такое решение не означает, что вопрос о лишении российской делегации полномочий, который активно лоббируют представители Тбилиси, снят с повестки дня.
На пресс-конференции, которая состоялась за час до открытия сессии, глава ПАСЕ Луис Мария де Пуч подтвердил: лишить россиян права голосовать пытается не Совет Европы, а лишь небольшая группа депутатов. Говоря об этом, Пуч едва заметно поморщился. Было заметно, что подобные действия, которые, кстати, происходят уже не первую сессию, ни симпатии, ни тем более уважения у него не вызывают.
Пуч, напротив, считает, что его организации стоит взять на себя роль посредника в разрешении конфликта между Москвой и Тбилиси. Но о каком посредничестве может идти речь, когда стараниями кучки радикалов с мандатами российская делегация может в полном составе покинуть Страсбург, лишив ПАСЕ партнера по переговорам. И сделав тем самым бессмысленной дальнейшую дискуссию по другим пунктам повестки, которые имеют отношение к нашей стране - ситуации на Северном Кавказе и независимости судебной системы в России. О том, что такого развития событий допустить ни в коем случае нельзя, как стало известно "РГ", в неофициальных беседах с членами российской делегации говорят многие европейские парламентарии.
Однако специфика ассамблеи такова, что решения на ней принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании. И были случаи, когда из более чем 300 депутатов на сессию приходили 10-15 человек. Они-то и формировали решения, которые затем оформлялись в качестве официальных резолюций ПАСЕ. Поэтому, несмотря на очевидное нежелание подавляющего большинства депутатов лишать полномочий российскую делегацию, все же стопроцентной гарантии, что этого не произойдет, не может дать никто. Хотя, как стало известно "РГ", часть из 72 парламентариев, ранее призывавших к изгнанию России из ПАСЕ, уже передумали и будут в среду выступать против этого решения.