На Байконуре готовится к запуску пилотируемый корабль "Союз ТМА-16". Какая орбитальная лаборатория займется "чистой наукой" под боком у МКС? Почему Россия полетит к Марсу только через два года? Чем ГЛОНАСС лучше GPS? Об этом накануне корреспондент "РГ" беседовал с руководителем Роскосмоса Анатолием Перминовым.
Встретимся на орбите
Российская газета: Анатолий Николаевич, знаю, вы улетаете на Байконур?
Анатолий Перминов: Да. Там идет подготовка к старту очередного постоянного экипажа МКС. Надо все посмотреть.
РГ: Совсем недавно на Байконуре Россия установила своеобразный рекорд: в один день - два старта. За несколько часов на орбиты было выведено сразу 8 космических аппаратов.
Перминов: Ну, с этим рекордом во многом "помогли" погода и неисправность: из-за них запуск метеоспутника "Метеор-М" переносился. И подоспел как раз к другому - ракеты "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и канадским телекоммуникационным космическим аппаратом "Нимик-5".
РГ: Запуск метеоспутника уже окрестили историческим. Согласны?
Перминов: Я бы воздержался от столь громких оценок. Но Россия действительно после долгого перерыва вернулась в число стран, имеющих на орбите собственных "разведчиков погоды". Надо понимать: метеорологическая информация имеет двойное назначение, в том числе и оборонное.
РГ: Какие еще старты запланированы до конца года?
Перминов: Программа насыщенная: впереди еще более десяти пусков. Это не считая космических аппаратов для пополнения российской орбитальной группировки военного назначения.
РГ: А что с космическим аппаратом "Фобос-Грунт", запуск которого к спутнику Марса планировался в середине октября?
Перминов: Бюро совета РАН по космосу рекомендовало перенести реализацию этой научной миссии на октябрь 2011 года.
РГ: Почему?
Перминов: Для того чтобы обеспечить более высокую ее надежность. Ученые рассчитывают уточнить характер самой поверхности Фобоса. Это нужно, чтобы точнее сконструировать устройство для забора грунта. Если грунт слишком твердый, то неправильно выбранный способ его забора может свести к нулю результат столь дорогой экспедиции. Кроме того, пока не достигнута 100-процентная надежность дублированной непрерывной связи с аппаратом на всех этапах полета. Нужна и более надежная отработка составных элементов.
РГ: А с чем связан перенос именно на два года? Если бы аппарат был запущен сейчас, то к апрелю 2011 года он уже сел бы на Фобос...
Перминов: В 2011 году открывается наиболее оптимальное астрономическое окно для полета к Марсу и его спутнику. Это позволит "Фобос-Грунту" по кратчайшей траектории достичь цели и вернуться назад.
До Луны и дальше
РГ: НАСА уже показало обитаемый модуль нового корабля "Орион", который заменит шаттлы и полетит через пять лет. У нас же пока представлена лишь некая модель нового "пилотника". Отстаем?
Перминов: Я бы задал вопрос по-другому: "А какие разработки ведутся в России по перспективным направлениям?" Соревнование здесь сегодня неуместно. Корабль "Орион" - логическое продолжение пилотируемой программы США, так как эксплуатация шаттлов становится все рискованней из-за их старения. В России на смену пилотируемым "Союзам" и грузовым "Прогрессам" тоже придут корабли нового поколения.
Но так как полеты шаттлов, возможно, завершатся в 2010-2011 годах, наши "ветераны" должны потрудиться еще лет десять. Кстати, название российских кораблей не меняется уже давно, но каждый отличается от предыдущего.
РГ: Это не серийная продукция?
Перминов: Серийная. Но модернизация и модификация идет постоянно. Сегодня это уже другие корабли. Появились задачи, которые на этих кораблях выполнить трудно. Нужна техника нового поколения. И мы приступили к этой работе. На базе перспективного пилотируемого корабля планируется создание грузового, а также грузовозвращаемого корабля, корабля для полетов к Луне, Марсу, межорбитальные буксиры... Экспериментальная отработка корабля должна начаться в 2015-2018 годах.
РГ: Представитель пилотируемых программ НАСА в России Марк Боумэн сделал громкое заявление о том, что пилотируемую экспедицию на Марс США и Россия должны готовить вместе. Правда, с оговоркой: сначала надо завершить программу МКС и организовать пилотируемые полеты на Луну. Но о совместных лунных программах речь пока не идет?
Перминов: Я считаю, что освоение космического пространства, включая Луну, нужно осуществлять только в рамках международного сотрудничества. И не ради лишь одной экономии огромных денег. Будет использоваться все самое передовое каждого государства-участника. Будут обеспечены надежность программы и безопасность полетов. Яркое подтверждение этому - программа МКС.
РГ: Вы имеете в виду, что Россия, не имея собственного спутника-ретранслятора, использует каналы связи американского сегмента?
Перминов: Не только это. При недостаточной мощности бортовой энергетики российского сегмента мы используем энергетику американского. Конечно, на компенсационной, бартерной основе.
В свою очередь, после катастрофы "Колумбии" все проблемы по доставке грузов и экипажей на МКС взяла на себя именно российская сторона. И мы же, когда шаттлы перестанут летать, будем еще некоторое время обеспечивать ротацию экипажей. А вот доставка грузов на станцию в большей степени ляжет уже на европейский и японский грузовые корабли. Примеров взаимовыгодности международного сотрудничества много.
Робот против человека?
РГ: Академик Черток на последнем международном аэрокосмическом конгрессе подчеркнул, что пилотируемые экспедиции до сих пор не сделали фундаментальных открытий такого уровня, как "беспилотники". Поэтому разумнее тратить деньги на исследование того же Марса автоматами. Ваше мнение?
Перминов: Сейчас идут дискуссии, какие задачи должны решаться в пилотируемой космонавтике в ближайшие 20-30 лет. Лететь ли сразу на Марс? Или сначала на Луну, а потом на Марс? Академик Черток считает: учитывая затраты и огромный риск пилотируемого полета на Марс, при существующем уровне техники в ближайшие 50 лет человеку туда можно не спешить. Вместо этого лучше вложить деньги в исследования автоматами. Он не противопоставляет пилотируемую и беспилотную космонавтику. У каждой свои задачи, свое поле деятельности.
РГ: Так есть четкое понимание того, куда и зачем должен лететь человек?
Перминов: Сейчас определяются космические перспективы страны на десятилетия вперед. Привлечены институты РАН, свои НИИ, предприятия и организации отрасли. Мы должны обосновать: куда нам как государству двигаться дальше в космосе, какие цели и задачи должны быть поставлены, какие средства разрабатывать, как развивать международное сотрудничество, какие геополитические задачи могут быть решены, и т.д. На такие же вопросы ищут ответ и за рубежом.
РГ: А лично вы что думаете?
Перминов: Нужно продолжать осваивать околоземное пространство и развить технические средства и технологии, все преимущества орбитальных полетов до повседневного использования их возможностей.
РГ: Образно говоря, космос в каждый дом?
Перминов: И в каждую отрасль тоже. Это касается экономики, обороны, социальной сферы, экологической безопасности, образования и т.д. Одновременно необходимо создавать технические средства и технологии для полетов на Луну, для освоения ее ресурсов. Затем - на Марс, тела и планеты Солнечной системы. Надо делать все для защиты Земли от астероидной опасности.
РГ: Но, наверное, те же задачи по реализации лунной программы, а затем и марсианской должны быть сформулированы "наверху"?
Перминов: Безусловно. И они уже нам поставлены на самом высоком политическом уровне в виде задач перед ракетно-космической промышленностью. Это дает возможность на годы вперед сконцентрироваться на развитии и совершенствовании технологической базы страны, выращивании соответствующих кадров, которые вместе позволят обеспечить устойчивое технологическое развитие России.
Под боком у МКС
РГ: Американцы намерены выделить 50 млн долларов частным компаниям на разработку космических "пилотников". Как вы относитесь к подобным программам?
Перминов: Давайте уточним. Правительство США способствует разработке частными компаниями грузовых кораблей. Что касается пилотируемых, то здесь слишком много нерешенных проблем. Они связаны прежде всего с обеспечением надежности и безопасности космической техники, их сертификацией. На госпредприятиях существует своя большая и сложная система, отлаженная десятилетиями. Освоить ее частникам довольно сложно. Поэтому сейчас некоторые из них разрабатывают корабли для суборбитальных полетов. Это еще не в космосе, но уже и не в плотных слоях атмосферы.
РГ: А что в России?
Перминов: И у нас есть подобные проекты. В том числе по проблемам развития космического туризма. Особенно активно ими занимается молодежь - ученые, студенты, инженеры МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ, завода им. Мясищева. И по собственной инициативе, и по договорам с нашим головным институтом.
РГ: Долго обсуждается вопрос о продлении срока эксплуатации МКС после 2015 года. Единого мнения так и нет?
Перминов: Официальное решение пока не принято. Но наше предложение, поддержанное рядом партнеров, о продолжении эксплуатации МКС до 2020 года уже рассматривается. Мы считаем, что ее целесообразно продолжить после 2015 года. До какого срока - отдельный вопрос. Он требует тщательной проработки в части возможности продления ресурса станции после гарантийных сроков.
РГ: Российский сегмент МКС должен был состоять из десяти модулей. Сегодня созданы и эксплуатируются только три. Наша научная программа на МКС тоже "секвестировалась"?
Перминов: Конфигурация станции в процессе строительства неоднократно пересматривалась. В составе российского сегмента в завершенном виде предусматривается работа с восемью модулями. Естественно, уточнялась и долгосрочная научная программа. Сейчас утверждена версия, в которой исключены исследования, потерявшие свою актуальность. И соответственно добавлены наиболее злободневные, по мнению ученых.
РГ: Есть мнение, что если западные коллеги не поддержат продление МКС, то на базе российского сегмента может быть построена новая российская орбитальная станция. Насколько это реально?
Перминов: В настоящее время проводятся исследования по возможным направлениям создания пилотируемой станции следующего поколения, в том числе и на базе задела по российскому сегменту МКС. Основная задача тут - обеспечение преемственности программы. Так же, как мы переходили от "Мира" к МКС.
РГ: Говорят, что разработана орбитальная лаборатория "ОКА Т", которая займется "чистой наукой" под боком у МКС. Что это такое?
Перминов: Речь идет о создании автономно летающих и периодически стыкуемых к станции автоматов для обслуживания, замены научной аппаратуры, дооснащения и т.п. Одним из них может быть лаборатория "ОКА-Т" - для проведения экспериментов по космической технологии и материаловедению.
РГ: Это будет посещаемый модуль?
Перминов: Да. И периодически обслуживаемый экипажем МКС. Его концепция сочетает в себе как раз достоинства автоматов и пилотируемых космических средств: он позволит проводить эксперименты в уникальных условиях - с минимальной гравитацией и минимальными воздействиями внешней среды.
РГ: У него будет "своя" научная программа?
Перминов: Своя. Но нельзя сказать, что это "чисто" научная программа. Ученые предлагают для "ОКА-Т"проекты экспериментов, имеющих важное прикладное значение: для развития технологий микро- и наноэлектроники, получения сплавов, композитных материалов, биологических препаратов.
РГ: А какие размеры у аппарата?
Перминов: Он будет довольно большим. Вес - примерно 8 тонн. Летать будет не менее пяти лет. Проектные работы ведет самарское "ЦСКБ-Прогресс" в кооперации с РКК "Энергия". Планируемая дата начала полета - 2015 год.
Станки помнят Королева
РГ: Анатолий Николаевич, а правда, что в ведущей корпорации "Энергия" нового оборудования (до пяти лет) меньше одного процента, а станков, что "помнят" самого Королева, - в пять раз больше?
Перминов: Действительно, в РКК "Энергия" возраст оборудования довольно почтенный. И нас это не устраивает. Здесь сложность в том, что акционерное общество не может рассчитывать на помощь государства в виде прямых инвестиций в техническое перевооружение. Средства на это необходимо зарабатывать самим. Сейчас процесс перевооружения идет полным ходом, руководство корпорации нашло варианты решения проблемы, и мы в этом ему активно помогаем.
РГ: Ведь выпуск кораблей "Союз" и "Прогресс" увеличился сегодня вдвое?
Перминов: Именно. К тому же началась разработка и постановка на производство нового пилотируемого корабля. РКК "Энергия" приобрела станки одной из швейцарских фирм, что, к примеру, позволило в три раза сократить срок обработки стыковочного узла. В Германии закуплен новый автоклав для нанесения теплозащитного покрытия на поверхность спускаемого аппарата размерностью пилотируемого корабля нового поколения. К сожалению, такого отечественного оборудования пока нет.
РГ: А какая ситуация на других предприятиях?
Перминов: За счет госинвестиций и собственных средств предприятий отрасли после 2015 года планируем ежегодно обновлять 5-7 процентов оборудования. Это соответствует мировой практике.
Наша цель - в ближайшие годы сформировать экономически устойчивую, развивающуюся по инновационному пути, конкурентоспособную, диверсифицированную ракетно-космическую промышленность. Такую, которая способна решать стратегические задачи: в интересах национальной безопасности, социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества, обеспечения гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космосе.
У ГЛОНАССа нет плохой погоды
РГ: Недавно услышала, что из 12 характеристик космических навигационных систем по четырем характеристикам наша система ГЛОНАСС предоставляет лучшие услуги, чем GPS. Это так?
Перминов: Российская система ГЛОНАСС имеет ряд отличий от аналогичной американской GPS. Они в основном технического характера. Но эти особенности уже сейчас позволяют предоставлять потребителям лучшие услуги, чем чисто GPS.
РГ: Например?
Перминов: Скажем, используя ГЛОНАСС при ограниченной видимости спутников (густая листва, дождь, плотная городская застройка и т.п.), пользователь быстрее и стабильнее получает свои координаты. Это происходит из-за более короткого, чем у GPS навигационного сообщения. Или возьмем доступность навигации в северных широтах выше 70 градусов: при полной орбитальной группировке ГЛОНАСС она будет намного лучше, чем с использованием GPS. Но, конечно, нам еще необходимо довести орбитальную группировку до полного состава - 24 спутников. Тогда система ГЛОНАСС "покроет" весь мир.
РГ: Слабой стороной нашей навигационной системы называли недолговечность спутников. Ситуация меняется?
Перминов: Конечно. Изначально спутники ГЛОНАСС имели срок активного существования всего лишь три года. Но с переходом на новые, модернизированные спутники ГЛОНАСС-М, а именно из них сейчас состоит орбитальная группировка ГЛОНАСС, их "рабочий стаж" увеличился до семи лет. На будущий год намечен первый запуск навигационного спутника ГЛОНАСС-К, который будет иметь гарантийный срок активного существования уже десять лет. Это аналогично американским спутникам GPS IIRM и GPS-IIF, первый запуск которых тоже намечен на 2010 год.
РГ: А что сейчас происходит в Приамурье, где создается космодром "Восточный"?
Перминов: Распоряжением президента определены единственные два исполнителя проектных и подрядных работ по созданию нового космодрома - ОАО "ИПРОМАШ ПРОМ" и Спецстрой России. Почему принято такое решение? Создаваемый космодром - это единый комплекс сложных и многопрофильных технологических и обеспечивающих объектов наземной космической инфраструктуры. Все здесь увязано настолько жестко, что недопустимы даже малейшие отклонения, включая социально-бытовые условия для строителей и монтажников.
РГ: В общем, больше никаких подрядчиков не будет?
Перминов: Другие организации привлекаться могут. Этот вопрос рассматривается. Но если только будет необходимость. И в первую очередь, из регионов Сибири и Дальнего Востока.
Зачем человеку Марс?
Уникальный наземный эксперимент "Марс-500", первый этап которого прошел в ИМБП, должен начаться в ближайшее время. Часто спрашивают: оправдано ли в кризис вкладываться в этот научный проект?
Скажите, а существует какая-нибудь прагматичная мотивация полета человека на Марс? Казалось бы, все ясно: полет человека на Марс стоит дорого, какие-то более или менее заметные блага для землян этот полет не сулит. А на самой Земле много проблем, на решение которых требуются средства...
Но, к счастью, человечество никогда не руководствовалось, на первый взгляд, очевидным принципом "сиюминутной выгоды". Исследования Марса - один из элементов развития цивилизации. А то, что проект "Марс 500", дал новый импульс международному сотрудничеству в области науки и техники, уже очевидно.
Куплю тур в космос
На МКС летит канадский миллионер Ги Лалиберте - седьмой космический турист. Однако и у туристов-россиян есть шанс посмотреть на Землю с орбиты.
Пока канадский турист - крайний. Но мы будем всячески содействовать развитию этого направления. Скажем, какое из главных требований к новому пилотируемому кораблю? Именно снижение для экипажа перегрузок при выведении на орбиту и спуске на Землю, чтобы смог летать и человек без особой специальной физической подготовки, который имеет просто хорошее здоровье.
Сергей Павлович Королев когда-то говорил: в космос по профсоюзным путевкам. Сегодня коммерческий полет на "Союзах" обходится куда дороже. Если туристы-россияне захотят дать фору зарубежным бизнесменам - милости просим. Думаю, это реализуемо в 2012-2013 годах.