Воскресенье и понедельник в рамках учений "Великий пророк-4" Иран старался поразить не только условные цели, но и весь мир сразу пятью модификациями ракет малой и средней дальности. Причем самая мощная из них способна доставить ядерную бомбу на расстояние до двух тысяч километров. До этого за последние лет тридцать лишь одно государство пыталось запугать остальные страны подобным способом - КНДР.
Всю последнюю неделю события вокруг иранской ядерной программы развивались крайне стремительно. К начавшейся 23 сентября "министерской неделе" в рамках 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Ирана Махмуд Ахмадинежад готовился, предвкушая большую дипломатическую победу. Многие эксперты считали вполне вероятным, что в Нью-Йорке иранскому лидеру удастся встретиться с президентом США Бараком Обамой.
Свидание с хозяином Белого дома было бы для Ахмадинежада настоящим подарком. Ведь тогда его оппонентам внутри Ирана стало бы максимально трудно публично сомневаться в легитимности президента, с которым согласился говорить на равных американский лидер. Официальный Тегеран так сильно хотел этой встречи, что Ахмадинежад за несколько дней до открытия "министерской недели" даже официально поклялся в том, что его стране не нужно ядерное оружие. А на следующий день слова иранского президента подтвердил и духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи.
Но планы Ахмадинежада рухнули словно карточный домик. Никакой встречи между представителями Ирана и США в Нью-Йорке вообще не состоялось. Вместо этого 23 сентября, пока с трибуны Генассамблеи президент Ирана обращался к миру, в конференц-зале номер 7 на уровне министров иностранных дел прошла встреча "шестерки" по иранской ядерной проблеме. Причем эти переговоры, хоть и проходили за закрытыми дверьми, явно не стали простой формальностью.
В этом эксперты убедились спустя два дня, а именно 25 сентября в американском Питсбурге, где в рамках встречи "двадцатки" президенты США и Франции, а также премьер Великобритании выступили со специальным заявлением по Ирану. И тут грянул гром. Скандал оказался более чем внушительным. Кроме того, стало понятно и почему американцы отказались встречаться в Нью-Йорке с иранцами, и что обсуждала "шестерка" в стенах ООН. "Вчера в Вене США, Великобритания и Франция, - объявил Барак Обама, - представили МАГАТЭ подробные доказательства, свидетельствующие о том, что Исламская Республика Иран в течение нескольких лет секретно вела строительство предприятия по обогащению урана вблизи города Кум".
Американский лидер не стал скрывать, что передача разведданных экспертам МАГАТЭ стала прямым ответом на письмо из Тегерана, в котором несколькими днями ранее Иран сообщил все тем же экспертам, что на иранской территории действует еще одно секретное предприятие по обогащению урана. Нет сомнений, что таким был первый ответ Ахмадинежада на отказ Обамы от встречи с ним. Затем последовали еще более зрелищные выражения своих эмоций со стороны официального Тегерана.
Два дня на иранском полигоне стреляли буквально всем, что оказалось у стражей исламской революции под руками. И днем, и ночью в воздух в разных направлениях, но, к счастью, в пределах границ Ирана взлетали ракеты сначала малой дальности "Фатех-110" и "Тондар-69", а затем и средней: "Шахаб-1" и "Шахаб-2". Но главным ответом Вашингтону стала "Шахаб-3". Ее иранцы запустили в понедельник последней. При этом особо отметили, что цели она поражает на расстоянии до двух тысяч километров. То есть "Шахаб-3" способна долететь до территории Израиля, а также американских военных баз в Персидском заливе.
Удивил ли Иран кого-нибудь этой своей демонстрацией силы? Вряд ли. Никого не удивили иранские лидеры и своим письмом в МАГАТЭ. Именно для этого лидеры США, Франции и Велико британии собирали специальную пресс-конференцию в Питсбурге. Они открыто объявили - нам хорошо известны все ваши планы. А между строк явно читалось обращение к Тегерану - хватит говорить о том, что у вас нет планов по созданию ядерного оружия, докажите, что вы не создаете оружие массового поражения.
Для этого есть и отличная площадка. 1 октября в Турции на уровне политдиректоров состоится встреча "шестерки" с представителями иранской стороны. При этом Тегерану явно не стоит рассчитывать на то, что им вновь удастся поиграть на различиях в позициях, к примеру, Вашингтона и Москвы. В том же Питсбурге после завершения саммита "двадцатки" президент России Дмитрий Медведев заявил: "Строительство нового завода по обогащению урана идет вразрез с неоднократными требованиями Совета Безопасности ООН о том, чтобы Иран приостановил свою деятельность по обогащению". Тем не менее все участники "шестерки" готовы продолжить диалог с официальным Тегераном. А Барак Обама в Питсбурге уточнил, что у Ирана еще есть до декабря время раскрыть всю информацию о своей ядерной программе.
Что же "шестерка" услышала в ответ? Нет, не заявления о готовности сесть за стол переговоров с явным намерением прийти к компромиссу. В ответ они услышали рев взлетающих ракет. Таким же образом на конкретные предложения дипломатов реагирует лишь Северная Корея. А политикам в Тегеране явно есть повод задуматься: к чему привело подобное поведение КНДР и стоит ли наступать на северокорейские грабли?