Поиграв после занятий в футбол, десятиклассник столичной гимназии N 1515 Денис Гонюков отправился домой. С аппетитом поел борща. А через полчаса мальчика нашли повешенным.
Оставшись дома один (бабушка ушла в магазин за продуктами), Денис взобрался на картонную коробку из-под бытовой техники и сунул голову в изготовленную им петлю. Весь этот жуткий процесс он записал на камеру мобильного телефона.
Проверку обстоятельств смерти ребенка проводит Хорошевская межрайонная прокуратура Москвы. Вопрос о возбуждении уголовного дела пока остается открытым. Следователи должны выяснить, была ли это роковая случайность либо мальчика кто-то подтолкнул к столь чудовищному поступку? Свои ответы на эти вопросы искал и корреспондент "РГ".
16-летний Денис Гонюков был единственным сыном в благополучной московской семье. Отец - водитель, мама - домохозяйка. Мальчик увлекался точными науками, автомобилями. Друзей у него было немного, да и те не уличные шалопаи, а такие же хорошие ребята. Среди девчонок-одноклассниц никого особенно не выделял. "Домашний ребенок" - говорят обычно про таких детей.
...Россия занимает второе место в мире по числу самоубийц. Причем что характерно: все чаще счеты с жизнью сводят дети и подростки. Только в 2007 году (данных за 2008 и 2009 годы пока нет) таким образом свели счеты с жизнью почти три тысячи россиян в возрасте от 5 до 19 лет. За последние 30 лет эта цифра выросла в 30 раз. Характерно, подчеркивают специалисты, что в 70 процентах случаев речь идет как раз о детях из вполне благополучных семей.
"В Москве и Санкт-Петербурге ситуация немного лучше, чем в целом по России, - рассказал корреспонденту "РГ" зам. директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского Зураб Кекелидзе. - Выше уровень жизни населения, вообще более благоприятный микроклимат".
Но комплексной службы оказания психологической помощи детям и подросткам нет и здесь. "А в Англии, например, номер телефона, по которому ученик может позвонить и рассказать о своих проблемах, висит в каждой школе, - рассказывает Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Алексей Головань. - Дело в том, что с незнакомым человеком порой общаться намного легче, чем со школьным психологом".
Кто-то скажет, что зато в каждой московской школе есть штатный психолог. Но нынешние выпускники вузов, идущие работать психологами в школы, по мнению научного руководителя отделения суицидологии Московского НИИ психиатрии Владимира Войцеха, часто не знают дет ских проблем: "Эти проблемы очень близки к клинической психологии, а в школу идут, как правило, социальные психологи".
Надежда Синенко, классный руководитель в гимназии N 1515, где учился погибший Денис, говорит, что знала о своих учениках если не все, то очень многое. Мальчик никогда не вызывал у нее тревоги и опасений. Был, может быть, и не слишком открытым, но достаточно общительным. Да и с мамой ребенка у педагога был постоянный контакт. "Если Денис болел, то она всегда звонила и предупреждала об этом, - рассказывает классный руководитель. - Видно было, что в семье о ребенке пекутся. Он был опрятным, ухоженным, ему давали деньги на карманные расходы".
Тем не менее только после смерти мальчика и педагоги, и родные узнали от его друзей, что Денис с ребятами любили рассматривать так называемые "приколы" в Интернете. Какие именно? Возможно, более точно это удастся узнать следователям Хорошевской межрайонной прокуратуры Москвы. Корреспонденту же "РГ" ребята рассказали о том, что им было интересно рассматривать фото и видео, на которых люди совершают различные экстремальные поступки. Например, человек засовывает голову в полиэтиленовый пакет и затягивает на шее веревку. Вроде как на спор: сколько выдержит.
- Соответствующих сайтов во Всемирной паутине сейчас великое множество, - подтверждает и Зураб Кекелидзе. - И с "приколами", и с различными способами самоубийств. Это очень опасно, особенно для детской не сформировавшейся психики, так как у ребенка инстинкт самосохранения пониженный.
Ольга Маховская, психолог, автор книги "О чем говорить с ребенком?" :
- Сегодня появилась новая генерация, растет поколение, сформированное под влиянием визуальной технокультуры. Речь идет прежде всего об Интернете. Для этого поколения жизнь - это смена зрительных впечатлений. Клиповое сознание мешает формированию причинно-следственного мировоззрения. Нынешние дети зачастую не чувствуют ответственности за себя и свои поступки. Они не понимают ценности жизни и не осознают, что смерть - это реальность. Причем реальность, из которой нельзя вернуться. Но в Интернете-то эта реальность совсем другая. Герои тех же компьютерных игр всегда оживают. Возможно, и Денис вовсе не хотел на самом деле уйти из жизни, а пытался лишь произвести фурор, шокировать сверстников. Для этого и снимал весь процесс на фотокамеру - чтобы потом демонстрировать вот такое кино одноклассникам, либо разослать фото повешения с помощью смс-сообщений.
Отвлечь ребенка от визуальной технокультуры могут в первую очередь родители. Сегодня недостаточно просто кормить, одевать, проверять уроки. Важнее стать другом ребенку. Причем таким другом, которому он может поведать все свои душевные тайны. Надо вовлекать детей в совместное времяпровождение. Общаться, общаться и еще раз общаться.