Михаил Теодорович: неадекватное прочтение антимонопольных законов может усугубить проблему "плохих" банковских активов

Одним из наиболее популярных инструментов решения проблем того или иного предприятия в последнее время стала государственная помощь. Но я уверен, что в этом случае неадекватное прочтение антимонопольного законодательства может усугубить проблему так называемых "плохих" банковских активов. Иными словами, есть ситуации, когда госпомощь становится ловушкой для бизнеса.

Что такое госпомощь с точки зрения закона? Это та мера, которая позволяет государству с помощью бюджетных денег профилировать экономику, а также социальную сферу с учетом местной специфики. То есть это некая форточка, некий шлюз, через который государственные деньги передаются бизнесу на разрешенные законом цели.

Порядок предоставления госпомощи также определен законом. Если орган власти принял решение о необходимости поддержки того или иного предприятия, он обращается в антимонопольный орган. Мы рассматриваем ходатайство и выносим вердикт: согласиться, отказать или согласиться с некоторыми обременениями.

Главный предмет контроля состоит в следующем. Во-первых, соответствие целям, на которые может быть направлена госпомощь. Согласно внесенным поправкам в Закон "О защите конкуренции", таких целей - 14. Прежде всего это отсутствие негативного влияния на конкуренцию в случае если госпомощь будет предоставлена. И отсутствие этих же факторов в будущем. Госпомощь подразумевает, как правило, длинные проекты. Даже если сегодня все благополучно, завтра возможны негативные последствия таких решений.

Госпомощь может стать ловушкой, троянским конем, если порядок несоблюден. Понятно, что на дворе кризис. Время - деньги. Полевые работы ждать не могут. В обход определенной законом процедуры совершаются действия, предоставляется госпомощь. После этого мы начинаем предпринимать действия, и получатель госпомощи оказывается участником обстоятельств, которые не прогнозировались. При этом он уже вошел в какие-то проекты, в отношения с банками... С учетом того, что закон предоставляет антимонопольным органам право обратиться в суд и потребовать возвращения в бюджет государства тех ресурсов, которые были предоставлены незаконно, нетрудно представить возможные негативные последствия для бизнеса, особенно малого. Я бы не хотел называть конкретные примеры в Нижегородской области. Но они есть.

Чтобы ничего такого не случалось, необходимо заранее считать риски, надо чтобы государственные органы, принимая решения о госпомощи, вовлекая бизнес в такого рода проекты, действовало в рамках закона с предварительным анализом. Важно также, чтоб банки, которые так или иначе участвуют деньгами в подобных механизмах, тоже анализировали юридическую составляющую и выявляли риски, в том числе - несоответствия антимонопольному законодательству. Тогда схемы будут более устойчивыми, надежными, менее рискованными и, главное, более эффективными в отношении достижения исходных целей.