В ближайшие две недели депутаты Госдумы вряд ли смогут сосредоточиться на законотворчестве.
Сейчас главный интерес думцев, представляющих в нижней палате парламента четыре российские партии: в регионах, где 11 октября, в единый день голосования, пройдут выборы заксобраний.
Со вчерашнего дня - в Госдуме регламентный перерыв в заседаниях. Неделю депутаты должны провести в общении с избирателями. Следующая неделя будет уже пленарной, однако к чтению принципиальных законопроектов депутаты вернутся уже после выборов.
Тем временем думский портфель пополняется законодательными инициативами, на которые в предвыборный период особый спрос - они пытаются решить острые проблемы российского общества. Законопроект "Справедливой России" лидера партии Сергея Миронова и руководителя думской фракции Николая Левичева как раз из этой категории. "Справороссы" предлагают с 1 января 2011 года полностью изгнать рекламу табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок с телеэкранов, газетно-журнальных страниц, из вагонов метро и прочих мест, кроме тех, где на законных основаниях подобные товары продаются в розницу. Но и там такая реклама, по мнению авторов законопроекта, не должна содержать утверждений о том, что "курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния". В рекламе табака и табачных изделий также нельзя осуждать воздержание от курения, обращаться к несовершеннолетним и использовать образы несовершеннолетних. Предупреждение о вреде курения в такой рекламе должно занимать не менее 10% рекламного пространства, настаивают авторы проекта.
"Справороссов" не убедили утверждения производителей сигарет о том, что реклама их изделий преследует цель не приучение к табаку новых курильщиков, а переключение уже существующих с одного бренда на другой. Как констатируют авторы законопроекта, ежегодно в России пробуют курить 400 тысяч школьников от 10 до 13 лет. В 2008 году в России было выкурено на 6 процентов сигарет больше, чем в 2007 году. Законодатели беспокоятся, что при сохранении такой тенденции к 2020 году численность населения трудоспособного возраста сократится на 15 миллионов человек, а средняя продолжительность жизни российских мужчин упадет к 2025 году до 53 лет.
Вторая идея "справороссов", реализованная в этом законопроекте, - обязать рекламораспространителей в теле- и радиопрограммах бесплатно выделять эфирное время для социальной рекламы о вреде потребления табака, табачных изделий, а также алкогольной продукции.
"Длительность такой рекламы по каждому из трех пунктов (вред алкоголя, пива и курения) должна составлять не менее трех минут ежедневно, в том числе не менее 1 минуты в телепрограммах с 18 до 23 часов местного времени", - полагают авторы законопроекта.
Таким образом, в сумме каждому теле- и радиоканалу предлагается ежедневно выделять на эти цели девять минут рекламного времени, в том числе три минуты в прайм-тайм.
В тему с лидерами партии поработал и депутат фракции "Справедливая Россия" Антон Беляков. Он подготовил законопроект, предусматривающий запрет на розничную уличную торговлю слабоалкогольными коктейлями. Сейчас, по словам Белякова, "палатки просто заставлены разными "отвертками", "хучами" и "джин-тониками", а главными покупателями этих сомнительных смесей стали подростки". Между тем, убежден "справоросс", такие напитки вредны для здоровья и за счет входящей в их состав газировки вызывают быстрое опьянение и эйфорию. "В итоге человек начинает употреблять коктейли во все возрастающих дозах, причем не из-за их вкуса, а из-за немедленного опьяняющего эффекта".