До конца этой недели на суд законодателей правительство передаст проект бюджета на 2010 год и бюджетные ориентиры еще на ближайшие два года. В 2010 году жить придется исходя из дефицита бюджета в 6,8% ВВП. Однако, если цены на нефть и дальше будут оставаться на уровне 65-70 долларов за баррель, то дефицит может уменьшиться до 3% в 2012 году. Покрываться он будет, в основном, за счет средств накопленных в Резервном фонде и ФНБ. Причем закрома первого могут иссякнуть уже в следующем году. Но, обещают власти, социальная направленность бюджета сохранится по-любому. И в этом, пожалуй, скрывается главная интрига нынешнего бюджета.
Похоже, что власти пытаются снова наступить на грабли, на которые наступали 15 лет назад. Кризис 1998 года уходил истоками к 1996 году. Тогда государство, не имея значительных доходных источников, так как бизнес просто не платил налогов, существенно увеличило дефицит для финансирования бюджетных расходов перед очередными президентскими выборами. При этом, беря взаймы, государство отправляло эти деньги на задабривание электората. В условиях неэффективной экономической системы надо было получить желаемый политический результат.
Очередной раз мы видим значительный дефицит федерального бюджета. О том, что он будет, невзирая на кризис, так как в 2007 году никто не предполагал, что он разразится, предупреждали эксперты Всемирного банка. И нынешний бюджет сродни бюджету 1996 года (он считается отправной точкой дефолта 98-го года), с одной только разницей - слишком несопоставимы суммы доходов, расходов и дефицита. Но в идеологии оба эти бюджеты схожие. Масштабы только дефицита сегодня значительно более серьезные, чем в 1996 году. Тогда дефицит к доходам составлял примерно 25 процентов, а бюджет 2010 года сверстан исходя из почти 50-процентного дефицита к доходам.
Мы попали в условия, когда доходная база значительно сократилась. При этом продолжаем тратить в объемах докризисного периода. Траты эти, конечно же, нужны, особенно в части социальных расходов. Вопрос в другом - так ли эти расходы бюджета эффективны? Ведь наряду с социальными статьями бюджета расходы идут и на помощь частному сектору, который попал, причем по своей вине, набирая немыслимые кредиты на Западе. Весьма спорно считать наиболее эффективным способом использования бюджетных денег государственную помощь банкам с их обязательством давать кредиты указанным государством предприятиям, причем часто малоэффективным. Является ли государство эффективным управляющим? Вспомним список стратегических предприятий, которые были в конце года определены правительством. Часть из них к моменту попадания в список практически "лежало", а средств было потрачено немало.
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА 2010-2012 ГОДЫ