Рисков девальвации рубля нет, инфляция будет снижаться, российская экономика прошла нижнюю точку падения, но в 2010 году власти продолжат антикризисные меры по поддержке экономики.
Такие сигналы послали вчера иностранным инвесторам вице-премьер, глава минфина Алексей Кудрин и первый зампредседателя Центробанка Алексей Улюкаев на форуме "Россия зовет". А глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина рассказала, какие уроки мы извлекли из кризиса.
В чем Кудрин и Улюкаев сошлись безоговорочно, так это в своих оценках по сбалансированному и объективно сложившемуся на рынке курсу рубля.
При этом, заверили они, российские денежные власти не вынашивают планов искусственно снижать курс рубля. Иностранцы напрямую задали вопрос о возможной девальвации, которую российские эксперты активно обсуждали летом этого года, для поддержания конкурентоспособности экономики. Но такой шаг приведет к другим проблемам, в том числе и росту инфляции, предупредил глава минфина. На форуме сообщили и другие хорошие новости. Именно в этот день совет директоров ЦБ преподнес сюрприз и принял решение об очередном снижении ставки рефинансирования на 0,5 процента - до 10 процентов, рассказал Кудрин. А Улюкаев позже добавил, что это - самый низкий уровень ставки с 2007 года.
В этот же день на российском рынке наблюдалось такое большое предложение валюты, что ЦБ купил с утра более 1 миллиарда долларов, рассказал первый зампредседателя Банка России. Такого, отметил он, не было давно. "Может быть, это ваши деньги? Спасибо", - поблагодарил Улюкаев участников форума. Но тут же заметил, что на валютный рынок ЦБ теперь выходит главным образом для сглаживания слишком резких колебаний курсов. А согласно одобренным вчера основным направлениям денежно-кредитной политики намерен к концу трехлетки перейти к свободному плаванию рубля.
Отток капитала, с которым страна столкнулась в конце прошлого года, похоже, прекратился. Во втором квартале приток частного капитала в Россию составил уже 7,2 миллиарда долларов, подсчитал Кудрин. Ежеквартальный объем прямых иностранных инвестиций сохраняется на уровне 8-9 миллиардов долларов. Это, считает глава минфина, хорошая планка, чтобы вернуться к докризисному уровню.
Надо, впрочем, заметить, что относительно завершения кризиса Кудрин высказывался с традиционной осторожностью. Риск "второго дна" не является неизбежным. Однако кризис, не стал скрывать глава минфина, еще будет нас беспокоить. В России он считает главными рисками высокую инфляцию, ситуацию в реальном секторе и необходимость "расчистки" банковских балансов. Не спешит глава минфина и прежде времени радоваться росту цен на нефть. Объем спекулятивных сделок с нефтью в ближайшее время будет ограничен - такое решение намерены принять регуляторы в США и Европе, предупредил Кудрин. Это повлияет и на цены.
Что же касается поддержки экономики, то хотя в мире и обсуждают планы по сворачиванию антикризисных мер, пока это делать рано. В следующем году, рассказал глава минфина, поддержка приоритетных секторов экономики будет сохраняться на прежнем уровне. В проекте бюджета на 2010 год планируется выделить 7,7 миллиарда долларов на строительство дорог, 4,4 миллиарда долларов - на поддержку строительства жилья и стимулирование ипотеки, 3,2 миллиарда долларов - на сельское хозяйство, 4,1 миллиарда долларов - на программы в высокотехнологичных отраслях. А для поддержки банков в казне будет зарезервировано 210 миллиардов рублей.
Впрочем, надеется Улюкаев, правом прибегнуть к господдержке за счет участия в капитале захотят воспользоваться не все банки. Норматив достаточности капитала в среднем составляет сейчас 19 процентов, тогда как по международным стандартам он не должен опускаться ниже 8 процентов. Прекратилось бегство средств населения из банков на валютный рынок. Депозиты с начала года приросли на 14 процентов, то есть практически вышли на прежний уровень. Замедлились темпы роста "плохих" долгов. А сейчас, по подсчетам Улюкаева, кредитные организации располагают примерно 800 миллионами рублей свободной ликвидности.
При этом, по мнению Улюкаева, если во всех странах стратегия выхода из кризиса должна сопровождаться сокращением бюджетного дефицита и параллельным повышением ставок рефинансирования, то в России есть все основания, чтобы продолжить снижение ставок. Он, правда, заметил, что никаких обязанностей по срокам и размеру снижения ЦБ на себя все-таки не берет. Но прогнозировал дальнейшее снижение инфляции, что даст шанс снизить стоимость денег. С октября, рассчитывает Улюкаев, инфляция будет меньше 11 процентов, что ниже официального прогноза и уровня годичной давности. В будущем риски увеличения роста цен также невелики, предполагает Улюкаев. В то же время, ориентируясь на снижение ставки, ЦБ рассчитывает подогреть кредитный рынок и дать дополнительный стимул экономике.
В свою очередь глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина тоже подчеркнула, что оценка нынешней экономической ситуации в России должна содержать сдержанный оптимизм, поскольку факторы оживления связаны с экспортом. А внутренний спрос пока находится в состоянии стагнации. Сейчас, полагает она, мы восстанавливаемся в докризисном формате. То есть первую скрипку играет сырьевая экономика. Стратегия выхода из кризиса, по ее мнению, должна быть направлена на отход от моноэкспорта, а не только на выход из пакета антикризисных мер. Действовать, считает министр, надо в двух направлениях. Первое направление - это поддержка роста ВВП. Здесь ставка будет делаться на внутренний спрос, который должен поддерживаться собственным производством. В этой части Набиуллина выделила несколько направлений - инфраструктура, жилье и производство потребительских товаров. Второе направление - поддержка развития. Это всё, что связано с новыми технологиями: например, связь, космос, авиация, фармацевтика. Именно сочетание поддержки роста и развития позволит нам создать модернизационную модель обновления экономики. А обращаясь непосредственно к инвесторам, она заметила, что российский рынок очень емкий, есть высокий потенциал для роста потребления. Также инвесторы должны обратить внимание на инфраструктурные проекты. Один из уроков, которые мы извлекли из кризиса: бизнес надо если не любить, то хотя бы не мешать ему работать, считает министр. И еще пришло четкое понимание, что национальная финансовая система России недостаточно сильна, именно поэтому она не смогла противостоять возникшим проблемам, произошло большое кредитное сжатие. Ну а самый главный урок, резюмировала Набиуллина, в том, что мы не должны впадать в иллюзию, будто конкурентоспособность российской экономики заключается только в сырьевых ресурсах.