Во вторник Парламентская ассамблея Совета Европы планомерно и целенаправленно загоняла себя в тупик. Представители России до последнего надеялись, что депутаты сумеют избежать этой формы политического мазохизма.
Но уже на собравшейся в восемь утра комиссии по мониторингу, где обсуждались последние штрихи к докладу ПАСЕ под названием "Война между Грузией и Россией: год спустя", стало очевидным: на ассамблее предстоит диалог глухих. Вышедший на секунду из комнаты, где проходила встреча комиссии, член Совета Федерации Александр Починок выглядел откровенно огорченным. На вопрос одного из не участвующих в дискуссии коллег - ну как там, расстроенно махнул рукой - даже не спрашивай.
Позже источник в российской делегации сообщил "РГ", что происходило за закрытыми дверями комиссии. Хотя ни одна радикальная поправка, которую предлагали грузинские и в ряде случаев литовские депутаты, не прошла, в то же время оказались не принятыми и замечания нашей делегации.
Еще в понедельник вечером, отвечая на вопрос "Российской газеты", докладчик по российско-грузинскому конфликту председатель Европейской народной партии Люк ван ден Брандт фактически высказался против санкций в отношении Москвы за невыполнение прошлых резолюций ассамблеи по Абхазии и Южной Осетии. "Наказывать, вводить санкции куда легче, чем искать возможности для диалога. Заставить Россию покинуть стол переговоров проще, чем оставаться с ней за одним столом и продолжать дискуссию", - недвусмысленно отозвался Брандт о письме 72 депутатов, требующих приостановить полномочия нашей делегации.
Тем не менее на следующий день в ходе заседания комиссии по мониторингу председатель Народной партии сменил тон. Он наотрез отказался поддер жать российские поправки, хотя ранее называл их приемлемыми. И этот тревожный для России "звонок" продемонстрировал, что легкой предстоящая дискуссия в ПАСЕ не будет.
Нет смысла перечислять все упреки, которые выплеснули на нашу страну выступавшие в прениях парламентарии. Аргументы представителей российской делегации, которые объясняли своим оппонентам: пришло время отказаться от формального подхода к происходящим в зоне конфликта процессам, в большинстве своем услышаны не были. Отдельные парламентарии, в основном из группы "Объединенных левых", обратили внимание, что докладчики по ситуации в регионе не захотели своими глазами увидеть происходящее в этой "горячей точке" и использовали для работы чужие наблюдения и статьи. Но их призывы к коллегам проявить здравомыслие просто тонули в массе критических замечаний. И этот шквал негатива лишал дискуссию малейших позитивных признаков.
"Речь идет о будущем Совета Европы", - в запале произнес один из критиков российской позиции. Сам не заметив, как случайно сформулировал то, что действительно стоит на кону в ходе обсуждения.
По мнению главы российской делегации Константина Косачева, которое тот высказал "РГ" в перерыве между заседаниями, "наши претензии к докладу носят концептуальный характер. И этот документ не выправишь отдельными поправками. В этой связи важно понимать: резолюции ПАСЕ носят рекомендательный характер. И мы не должны воспринимать позицию ассамблеи как обязательную для исполнения, если мы с ней не согласны".
Мы беседуем с председателем международного комитета Госдумы у огромного рояля, который установлен в холле второго этажа здания ПАСЕ. На время сессии рояль накрыли тканевым чехлом, чтобы излишне легкомысленные гости не отвлекались на музыкальные экзерсисы. "Если в отношении российской делегации будут применены санкции, значит, мы разойдемся на какое-то время, - продолжал Косачев. - Это обидно - у ПАСЕ есть потенциал, но он пока не используется". Бесконечно доказывать свою правоту людям, которые не хотят слушать и вникать в происходящее, мой собеседник назвал делом бесперспективным.