Российские юристы требуют скорректировать Закон о психиатрии

Сейчас бесправным может стать не только в действительности душевнобольной человек, но и тот, на кого просто записан хороший бизнес или большая квартира.

Попасть в психушку против воли может любой. "Таких случаев миллионы",- пояснил на "круглом столе", посвященном пробелам в законодательстве в области психиатрии, председатель комиссии Союза юристов Москвы Александр Толмачев. Врачи-психиатры здесь - короли игры. Их слово, а вернее, медицинское заключение - закон. Порой решая вопрос о принудительном заключении в "Белые Столбы", судья даже не смотрит на пациента: раз врачи сказали болен - значит болен. В пример юристы поставили Детскую психиатрическую больницу N 6. По закону каждые полгода для больного должно проводиться повторное медицинское освидетельствование. Одного из несчастных подростков, попавших туда, проверили только спустя семь месяцев и объявили его все также душевнобольным. Только если поступал в больницу он как пациент спокойный, то после проверки оказался опасным для общества и даже не в состоянии контролировать свои действия. Слова "лечить" и "калечить" для несчастного стали синонимами.

Существующие по сей день нормы в законодательстве позволяют медикам сначала привозить человека "на место" и только потом проводить его психиатрическое освидетельствование. На это государство отводит врачам 48 часов. Столько же могут держать подозреваемого в преступлении органы следствия. Но если в милиции, скажем, пьяного бандита могут разве что протрезвить, если это нужно, то чем одурманивают голову пациента двое суток в психушке, знает только его лечащий врач. Эту юридическую дыру нужно закрыть, убеждены члены Союза юристов Москвы. Сейчас в Государственной Думе уже лежит письмо Ассоциации юристов России с предложениями по урегулированию этого и еще ряда вопросов. Но ответа на него пока нет.

Сомнения вызывает и вопрос о месте проведения судебного заседания. До последнего времени залом суда становился, как правило, холл психушки, куда приезжал судья. Не каждый душевнобольной может доехать до здания суда, но почему отказывают тем, кто это может? По данным совета юристов, у судей, сотрудничающих с психиатрическими стационарами, выработалась целая "выездная схема": раз в неделю судья приезжает в гости, проводит десяток судебных заседаний, собирает документы по следующим "кандидатам в сумасшедшие" и уезжает домой, до следующей недели. Всем удобно: и у врачей лишних хлопот нет, и в здании суда душевнобольные не толпятся. Вот только если человек не болен, доказать ему в таком случае ничего невозможно: адвокатов пока к палатам не прикрепляют, а самого его вряд ли кто станет слушать. Большая удача, если судья на него хотя бы посмотрит.

Неоправданное пребывание в больнице в течение 48 часов и необъективное вынесение решения судом дают мошенникам массу вариантов для махинаций. Надоела старушка, которая занимает большую жилплощадь, или завидуют успешному бизнесу брата - в случае признания их невменяемыми родственники смогут забрать все себе. Член Независимой психиатрической ассоциации России Юлия Аргунова замечает: "Если на таких людей вовремя не обращают внимание юристы, дни их пребывания в больничной неволе могут стать бесконечны". Получается, в нашей стране преступник защищен адвокатом, а больной человек лишается даже свободы слова. Без реформирования законодательства любой может одним днем стать абсолютно законно невменяемым. А многие уверены: если суд решил, что ты "не в своем уме", немного лечения поможет тебе самому поверить в это.