Генерал армии Рашид Нургалиев: развитие МВД должно основываться на трех главных составляющих - законности, правопорядке и безопасности.
А начинали с Разбойного приказа
Как постоянно действующий орган полиция в России была создана в результате реформ Петра I.
По его замыслу, она была призвана заменить прежнюю систему - Разбойный приказ и Губные избы. Исторически правоохранительная система страны развивалась одновременно с российским обществом. И на разных этапах своего развития эти процессы проходили порой болезненно и неоднозначно. Радикальные же способы реформирования не приводили к должному результату.
Сегодня на страницах печати все чаще высказываются предложения о необходимости реформирования органов внутренних дел. Однако следует различать объективную критику милиции, порожденную необходимостью совершенствования правоохранительных институтов, и политически ангажированную критику, цель которой - дестабилизировать ситуацию. Можно со всей определенностью сказать, что какие бы изменения ни проводились, они не должны приводить к хаосу в обществе.
С 2000 года в стране проводятся административные реформы, в ходе которых МВД вышло на новую ступень своего развития. В министерстве выстрадано понимание, что главная проблема реформирования МВД не сводится лишь к организационно-правовым, и управленческим и, более того, институциональным реформам. Российская милиция до тех пор будет оставаться "советской милицией", пока не уйдет в прошлое та социальная идея, которая объективно обуславливала необходимость именно репрессивной модели. В министерстве установлено жесткое правило слушать и слышать общество, адекватно отвечать на его проблемы и критику.
Чистые руки
Создание в МВД антикоррупционных барьеров стало системным и последовательным. Так, внедряется институт личного поручительства, в том числе и при назначении сотрудников на вышестоящие должности.
При избавлении от запятнавшего честь мундира необходимо обратить внимание и на самого руководителя, у которого следует спросить, что именно было сделано и предпринято для того, чтобы предотвратить коррупционное поведение сотрудника и какая профилактическая работа осуществлялась в подразделении.
Введена процедура согласования с подразделениями собственной безопасности назначений граждан, принимаемых на службу в органы внутренних дел. Для исследования психофизиологического состояния должностных лиц кадровые подразделения применяют полиграф - "детектор лжи".
Также в рамках борьбы с коррупцией в Закон РФ "О милиции" и Положение о службе в органах внутренних дел внесены изменения, предусматривающие распространение на сотрудников ряда ограничений, запретов и обязанностей. В том числе с 1 января 2010 года - представление сотрудниками сведений о доходах, имуществе.
Сегодня руководители органов внутренних дел персонально отвечают за соблюдение служебной дисциплины во вверенных подразделениях и за обеспечение собственной безопасности в них.
СМИ часто информируют общество о недостатках и правонарушениях в системе МВД и не всегда, к сожалению, объективно. Позитивная же информация до граждан доходит, как правило, с запозданием. Между тем только в прошлом году за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга, 2616 сотрудников и военнослужащих награждены орденами и медалями. Пятеро удостоены высокого звания Героя России. C 2003 года по июнь 2009 года при исполнении служебных обязанностей погибли 2655 сотрудников и военнослужащих МВД, получили ранения, увечья и контузии - 39 818, потеряли трудоспособность и стали инвалидами - 3037.
Битва интеллектов
Криминалитет берет на вооружение все новейшие технические достижения и информационные технологии. Поэтому в МВД придают большое значение интеллектуализации правоохранительной деятельности.
В 2006-2008 годах в МВД была разработана методология раскрытия и расследования преступлений, основанная на современных информационных технологиях и математической обработке информации. Речь идет о совершенно новом виде оперативно-разыскной деятельности. Эти методы разработаны для борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий, но они с успехом используются для раскрытия и расследования общеуголовных преступлений, противодействия так называемой беловоротничковой экономической и организованной преступности.
Применение новых методов доказало их высокую эффективность. В результате до 80 процентов тяжких и особо тяжких преступлений раскрыто именно с помощью подразделений специальных технических мероприятий. Часть этих преступлений носила межрегиональный и международный характер.
Патрульные автомобили сегодня оборудованы средствами связи и специальной техникой на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий. Уже в 66 регионах России патрульный автотранспорт оборудован спутниковыми навигационно-мониторинговыми системами ГЛОНАСС, позволяющими определять местонахождение транспортного средства, обеспечивать доступ к интегрированному банку данных, на месте фотографировать и дактилоскопировать подозреваемых в совершении преступления, отправлять полученные данные в дежурную часть или другим милицейским экипажам.
Осуществляется техническое переоснащение службы "02". Наиболее существенные перемены коснулись дежурной части ГУВД по Москве, где создана и введена в эксплуатацию комплексная автоматизированная система управления дежурных частей.
Сейчас создается система управления мобильными нарядами (СУМН) для устойчивой регулярной связи "человек - милиция", сокращения времени реагирования на преступления, обеспечения эффективного управления из дежурных частей УВД. СУМН значительно расширяет возможности общественного контроля за действиями дежурной части и нарядов, что обеспечивает качественную обратную связь.
Внедряются современные коммуникационные устройства - портативные компьютеры ("наладонники") и специальные средства вооружения нелетального действия.
Применение инновационных методов умножает возможности сокращения преступности. Один из таких примеров - аппаратно-программный комплекс "Безопасный город".
Сейчас эта программа работает в 59 субъектах России: комплексы действуют в городах-миллионниках, продолжается их внедрение в городах с населением свыше ста тысяч человек.
Применение систем видеонаблюдения только лишь в Московской области, где установлено 1319 видеокамер в 631 месте, за шесть месяцев 2009 года помогло раскрыть 94 преступления и выявить 2316 административных правонарушений.
Кадры решают
Анализ милицейской действительности 1990-х годов вскрыл многие болезненные проблемы. Это достаточно широко распространенный стереотип милиционера, складывающийся под воздействием царившего в то время культа денег и силы, который пропагандировался в СМИ, шоу-бизнесе, определенных слоях общества.
"Отголоски" практики подбора кадров в переходные 1990-е проявлялись и в том, что среди сотрудников милиции появились лица, страдающие наркотической и алкогольной зависимостью, связанные с криминальной средой. Что нанесло немалый урон репутации органов внутренних дел и до сих пор вызывает негативное отношение и справедливую критику.
Административная реформа 2004 года в министерстве основывалась именно на результатах проведенного анализа и выводах. Были переосмыслены вопросы профессиональной подготовки кадров.
В 2004-2008 годах основной приток кадров в органы внутренних дел был из представителей гражданских организаций, вооруженных сил и других силовых структур. Но его доля снизилась, и как следствие - слабые профессиональные навыки и умения, которые требуются для решения оперативно-служебных задач.
К сожалению, некоторые выпускники высших учебных заведений МВД увольняются со службы в правоохранительных органах, предпочитая работу в других государственных учреждениях или коммерческих организациях.
Изучение и обобщение уроков прошлого позволили сделать важные выводы: дальнейшее развитие МВД России должно основываться на трех главных составляющих - законность, правопорядок и безопасность.
В ближайшее время предстоит и переход к использованию полиграфа - детектора лжи - в работе с кадрами.
Большие гонки
За 10 лет, с 1996 по 2005 год, на наших дорогах погибли около 315 тысяч человек, около двух миллионов получили увечья. Количество погибших в результате ДТП на российских дорогах составило треть от всех погибших в Европе. В нашей стране был один из самых высоких показателей смертности на 100 тысяч населения.
Большинство дорожно-транспортных происшествий было связано именно с сознательным невыполнением требований безопасности участниками движения.
Приоритетами в области обеспечения безопасности дорожного движения определены участник дорожного движения, транспортное средство и дорожная инфраструктура. Действительно, нельзя винить только участника ДТП, как это было принято в прошлом. При разработке стратегии обеспечения безопасности дорожного движения в стране следовало создать и современную инфраструктуру, что, безусловно, потребует значительных капиталовложений.
В то же время, как показывает практика, более 80 процентов всех ДТП происходит по вине самих водителей, вследствие чего "человеческий фактор" рассматривается в качестве ключевого направления.
Улицы без разбитых фонарей
Особая роль в обеспечении общественной безопасности отводится институту участковых уполномоченных милиции. Именно участковый является главным связующим звеном милиции с населением, по его поступкам складывается общественное мнение жителей о деятельности органов внутренних дел. Сегодня уже недостаточно просто служебного и жизненного опыта "деревенского Анискина". Современный участковый должен сочетать в себе качества и психолога, и воспитателя, при этом быть образованным, грамотным и коммуникабельным человеком.
Только 70 процентов участковых уполномоченных милиции обеспечены жильем, 57 процентов - домашними телефонами, около половины - служебными помещениями с техническими средствами на обслуживаемом участке. За четыре года выросла обеспеченность участковых компьютерами - с 19 до 58,7 процента. Стал возможным доступ в ведомственные служебные информационные сети. Наличие электронной почты и Интернета позволяет, если требуется, круглосуточно быть на связи с жителями микрорайонов.
Активизация борьбы с преступностью, как правило, приводит к увеличению количества угроз, поступающих от криминальных структур в адрес сотрудников.
В первом полугодии совершено свыше 35 тысяч преступлений против милиционеров. Из них 146 убийств. В первом полугодии этого года в подразделения собственной безопасности МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации и УВДТ поступило 729 заявлений, сообщений и другой информации, требующих принятия решения о применении мер государственной защиты.
Обеспечение государственной защиты сотрудников ОВД и их близких - одна из главных задач. Специальные подразделения органов внутренних дел законными способами и средствами обеспечивают защиту сотрудников и членов их семей. Так, с 2006 по 2008 год общее число зарегистрированных неправомерных действий против милиционеров уменьшилось на 10 процентов - с 81 938 до 73 269. За первое полугодие 2009 года зарегистрировано свыше 35 тысяч преступлений против сотрудников милиции. В их числе 146 убийств, 5315 причинений вреда здоровью, 230 посягательств на жизнь, 3460 преступлений, связанных с применением насильственных действий, и 5820 нанесенных оскорблений. К административной ответственности привлечено более 21 тысячи человек, к уголовной - свыше 6 тысяч.
Сегодня под государственной защитой находятся 664 сотрудника и их близких. Против тех, кто им угрожал, возбуждено 44 уголовных дела.
При обосновании мер социальной поддержки будет учитываться зарубежный опыт развитых стран. Здесь высокий престиж полицейской службы обеспечивается не только высокими окладами, но и системным социальным пакетом, который гарантирует достойный уровень жизни, возможности получения важнейших социально-культурных услуг - жилье, образование, медицина.
Разумеется, отсюда и уверенность в завтрашнем дне.
Министр внутренних дел РФ, генерал армии, кандидат экономических наук Рашид Нургалиев родился в 1956 году в семье кадровых сотрудников милиции.
В 1974 году окончил среднюю школу поселка Надвоицы Карельской АССР. Поступил в Петрозаводский госуниверситет им. Куусинена, окончил в 1979 году.
С 1979 по 1981 гг. - преподаватель физики в школе поселка Надвоицы.
С 1981 года - служба в КГБ Карельской АССР, должности от оперуполномоченного Калевальского районного отделения и Костомукшского горотдела до начальника Медвежегорского районного отделения и начальника республиканского отдела по борьбе с терроризмом.
С 1995 года - служба в центральном аппарате ФСК, а затем в ФСБ: главным инспектором Организационно-инспекторского управления, начальником отдела управления собственной безопасности. С 1998 по 1999 гг. руководил отделом Главного контрольного управления президента РФ. С 1999 года возглавлял управление по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков Департамента экономической безопасности. Был заместителем директора - начальником инспекторского управления ФСБ.
В 2002 году назначен на должность первого заместителя министра внутренних дел России.
С 9 марта 2004 года - министр внутренних дел РФ.
Увлекается спортом - играет в хоккейной команде ветеранов МВД нападающим.