30.09.2009 23:40
    Поделиться

    В октябре начинается осенний призыв на военную службу

    Вчера замначальника Генштаба Василий Смирнов рассказал об особенностях осеннего призыва на военную службу.

    Его главная новость тянет на сенсацию. Набор молодых солдат минобороны впервые решило организовать без участия офицеров военкоматов. Все военные посты там сократили, и теперь судьбу ребят будут решать призывные комиссии, где есть представители власти, милиции, общественных организаций. Но нет ни одного военнослужащего.

    - Чтобы работать с будущими солдатами, военными пенсионерами и резервистами, вовсе не обязательно носить погоны, - объяснил Смирнов. - Поэтому даже военкомов сделали гражданскими. Правда, среди кандидатов на эту должность отдаем предпочтение проверенным службой людям. Посмотрим, что в итоге получится.

    Между прочим, сам Смирнов тоже недавно уволился из армии, но остался в руководстве Генерального штаба. Военную форму он не спрятал в шкаф и на встречу с журналистами явился в новеньком мундире генерал-полковника.

    Смогут ли так же легко адаптироваться к "дембельскому" статусу его подчиненные, покажет время. А пока им не до праздных размышлений. После кадровых и организационных перетрясок нагрузка на комиссариаты, которых в России осталось всего 81, выросла втрое. В ближайшие месяцы они должны поставить под ружье 271 тысячу новобранцев. Это на 34 тысячи меньше, чем призвали весной. Заметную разницу в наборе военные объясняют изменениями в призывном законодательстве. Срок солдатской службы сократили сначала до 18, а затем до 12 месяцев. Поэтому в апреле-июне нынешнего года пришлось увольнять не один, а сразу два призыва. Заметную брешь в строю тогда прикрыли дополнительными новобранцами.

    Сейчас солдатская ротация вернулась в привычную колею и войскам не требуются "сверхштатные" рядовые. Их ведь надо кормить, одевать, учить военному делу. В условиях, когда каждая оборонная копейка на строгом счету, содержать лишние роты и батальоны для силовиков - непозволительная роскошь.

    Призывникам все эти тонкости неинтересны. Их больше заботит, как избежать в армии дедовщины и вернуться оттуда живым-здоровым. Чтобы не омрачать первые дни службы повальной хворью, всех новобранцев перед отправкой в войска переоденут в новую зимнюю форму. Главное ее отличие - отсутствие привычных кирзовых сапог, которые заменили на ботинки-берцы. О разгуле дедовщины, которая процветала в армии 10-15 лет назад, речи уже не идет. В минобороны утверждают, что количество "неуставных" преступлений постоянно сокращается. Зато растет интенсивность учений, маневров и морских походов. Поскольку всем призывникам осени-2009 предстоит служить в частях постоянной готовности, метла не заменит им автомат. Лучшего аргумента в пользу военной службы трудно подыскать.

    В Генштабе надеются избежать весенней неразберихи в военкоматах, которая обернулась для многих новобранцев серьезными неприятностями. Ребят буквально за день "пропускали" через медицинские и призывные комиссии и тут же отправляли в войска. В результате в казарме очутились и больные парни, и те, кому при более тщательном отборе могли бы предоставить отсрочку. В военных прокуратурах до сих пор разбираются с жалобами солдат и их родственников. Не в восторге от такого пополнения и командиры. Вместо того чтобы учить подчиненных армейской специальности, офицеры вынуждены отправлять их на обследование в госпитали и объясняться с возмущенными папами-мамами.

    Наученные горьким опытом военкомы организовали медицинское освидетельствование ребят за 1,5-2 месяца до начала осеннего призыва. Понятное дело, что эту инициативу будущие солдаты приняли в штыки. Многие усмотрели в ней нарушение закона: мол, указа президента о призыве еще нет, а военные уже загоняют молодежь в комиссариаты. Минобороны и Главной военной прокуратуре пришлось объяснять, что делается это в интересах самих же новобранцев. Больные солдаты армии не нужны, поэтому лучше заблаговременно обследоваться и получить отсрочку или освобождение от военной службы на законных основаниях.

    Как утверждает начальник управления Военной прокуратуры генерал Александр Никитин, вызывая в августе-сентябре ребят на медкомиссию, военкоматы законов не нарушали. А вот другими сигналами о безобразиях на призывных пунктах прокуроры обязательно займутся. В том числе организуют проверки по фактам вымогательства взяток, предоставления незаконных отсрочек от армии, выдачи военных билетов тем, кто не проходил службу. Если эти сведения подтвердятся, виновным грозит суровое наказание.

    Между тем

    Те ребята, кто по религиозным или иным мотивам не хочет брать в руки оружие, смогут этой осенью заменить военную службу альтернативной гражданской. Военкоматы уже дали разрешение на АГС 269 призывникам. Однако не факт, что все они разъедутся по больницам, домам престарелых и прочим "богоугодным" заведениям. Как показывает практика прошлых лет, чуть ли не половина гражданских солдат в последнюю минуту заявляют о готовности надеть военную форму или бросаются в бега. По данным Федеральной службы по труду и занятости, с 2004 года, когда в России официально ввели альтернативную гражданскую службу, ее предпочли казарме 1524 человека. Нынешней осенью на одного "альтернативщика" придется тысяча обычных солдат.

    Указ о призыве

    Поделиться